Как уже сообщалось, с 16 июня деятельность товарных бирж, через которые проходила львиная доля всех сделок на рынке подержанных авто, запрещена. Тем не менее, автомобили продают и покупают, правда, в меньшем объеме. Автомобилисты так и не дождались от государства четкого и понятного закона, регулирующего операции с подержанными авто, так называемого закона «о trade-in». И рынок до осени принялся самостоятельно искать варианты, как в новых реалиях продавать авто. Депутаты, из-за политических приоритетов, так и не нашли время проголосовать за законопроект № 4385 «о trade-in» и оставили рынок подержанных автомобилей в условиях довольно двухзначного налогообложения.
Ключевым вопросом остается 15%-ый налог с доходов физического лица, а сумма, вырученная от реализации авто – считается доходом физлица, даже не смотря на тот факт, что покупая автомобиль на заработанные деньги, это самое физлицо уже уплачивало данный налог при выплате заработной платы.
До 16 июня (дата прекращения деятельности товарных бирж по оформлению единичных сделок. Прим. Ред.), также действовала такая несправедливая норма, но биржи лояльно относились к суммам, указанным в договорам, что позволяло минимизировать конечную сумму налога.
Сейчас осталось лишь три схемы, как реализовать автомобиль:
Схема первая. Нотариус
Нотариус может оформить сделку по смене собственника на авто. В законодательстве даже предусмотрено, что при первой продаже авто за год, продавец уплачивает 1%, от суммы экспертной оценки авто. Вот только нотариусы не имеют возможности отследить, какая по счету сделка у данного продавца, кроме того, они и сами взымают немалую плату. На практике, нотариусы оформляют сделки под 6%, но требуют еще экспертную оценку автомобиля установленного образца, которая также обойдется в приличную сумму. Кроме того, эксперт, оценивающий авто, действует по установленной методике, и не сможет просто так значительно занизить стоимость авто.
Наш корреспондент попробовал уговорить оценщиков пойти на риск (разумеется не просто так) и просчитать несколько вариантов. Получилось меньше, чем реальная стоимость авто, но все-равно, сумма, с которой необходимо было уплатить 6%, получилась немалая. Кроме того, нужно было стимулировать сговорчивость эксперта-оценщика, плюс стоимость самой оценки, плюс, плюс,…Финальная сумма оформления сделки по такой схеме выходила на 7-8% от реальной цены автомобиля.
Схема вторая. Справка-счет
В поисках более оптимального варианта наш корреспондент отправился в МРЭО, вокруг которого всегда было много фирм, оформлявших авто.
Ситуация не изменилась, только большинство из них сейчас реализуют полисы ОСАГО, готовы выкупить ваше авто (по гендоверенности. Прим. Ред.), а реально оформляют сделки всего несколько организаций. Цены за выписку справки-счета колеблются от 750 грн. до 1000 грн. Соответственно, разнится и лояльность по отношению к зафиксированной сумме сделки.
В поисках самых лояльных, удалось пообщаться и с сотрудниками товарных бирж, которые сейчас загорают возле входа в офисы.
Корр: Автомобиль оформляете?
Сейчас нет, но подскажем где можно.
Корр: Где?
Вам как? Через нотариуса или через справку-счет?
Корр: Как дешевле.
(Один звонит по мобильному телефону). Серега, тут человек хочет подешевле оформить машину. Сколько сделаешь? (Пауза) Сделает за столько…
Корр: Так это же сколько налогов нужно уплатить!
Ну, сейчас по-другому никак. Вот раньше, когда биржи работали. Эх… У нас тут очередь каждый день стояла, все гудело. Люди оформлялись. Сделали подарок депутаты. Теперь вот загораем. Страховки продаем.
Депутаты думают, что они лучше сделали? Все равно люди не будут платить 15% от цены машины. Это абсурд. Для этого нужно повышать цены на 15%, а машины тогда никто брать не будет. С каких таких заслуг, я должен от цены своей машины 15% отдать? Я вот свою покупал за 120000 грн., а недавно продал за 60000 грн. Где тут доход? За 5 лет убыток на ней 60000 грн, а в долларах и того больше. Если бы я еще 15% от 60000 грн уплатил, то на руках бы осталось 51000 грн. Кто же уплатит столько денег? Лучше на ней еще ездить.
Нет, я согласен платить и не занижать, но адекватные налоги. К примеру, 0,5%. Заплатил бы 300 грн. и честно указал бы цену в 60000 грн., за которую продал. А так люди и раньше искали как занизить, и сейчас будут искать. И найдут.
Корр: А как же продать?
Генеральную доверенность выписал и через 15 минут человек уехал. Никаких налогов. Стоит недорого. И депутаты получат нуль. (Смеется)
Неужели им непонятно, что людей нельзя так облагать. Никто не будет платить. Сделайте адекватный налог, только не 1% - все равно будут искать как занизить. А адекватный, 0,3-0,5%. И все пишут реальные суммы и платят налоги. Нет, хотят чтобы платили по 10000 грн. и выше. А в итоге получают нуль. (Смеется).
После такого диалога добавить что-либо трудно, ведь «биржевик» очень точно обрисовал ситуацию с налогообложением сделок с подержанными автомобилями. Власти сами спровоцировали продавцов автомобилей искать «лазейки», обходить законы, вместо того, чтобы создать прозрачные условия для налогообложения. Ведь уже неоднократно доказано на практике, что чем выше налоги, тем больше их стремятся обойти.
Схема третья. Генеральная доверенность
Не самая безукоризненная схема продажи, так как продавец может ее всегда отозвать, а покупатель в случае ДТП может бросить автомобиль, а разыскивать будут формального владельца. Не станем сейчас вдаваться во все недостатки данной схемы продажи – их довольно много, но отметим, что такая схема получается самая недорогая. Ее часто используют при продаже старых автомобилей, когда сумма платежей на перерегистрацию равна или выше цены автомобиля.
Ее реже используют при продаже авто до 100000 грн., и совсем мало при сделках с дорогими авто. Однако, сейчас число генеральных доверенностей резко возросло.
Что дальше?
После вступления в силу закона №2275-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", запретившего оформление авто на товарных биржах, генеральная доверенность – самый простой и доступный способ продать автомобиль.
Во всеукраинской Ассоциации Автоимпортеров и дилеров (ВААИД) также обеспокоены ситуацией, которая сложилась на рынке подержанных автомобилей, и еще в конце июня обратилась с письмом к Главе Верховной Рады Владимиру Литвину с просьбой дать поручение включить в повестку дня сессии "трейдиновский" законопроект № 4385 от 04.06.2009 г., который уже прошел первое чтение. Согласно письма ВААИД, ситуация, которая сложилась на рынке подержанных автомобилей после ограничения деятельности товарных бирж (согласно Закону Украины № 2275-VI «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України») угрожает недополучением платежей в бюджет с операций купли-продажи автомобилей, а также ростом социальной напряженности. ВААИД отмечает, что из-за законодательных "пробелов" граждане не могут реализовать свои конституционные права и вынуждены искать не совсем корректные способы продажи авто.
Выходом из сложившейся ситуации в ВААИД считают скорейшее принятие "трейдиновского" закона №4385, при котором основная часть операций по оформлению подержанных авто отойдет к компетенции автосалонов.
Однако депутаты так и не нашли время до каникул принять законопроект № 4385 и оставили рынок до осени с существующим неоднозначным налогообложением. Фактически, такими действиями продавцов авто спровоцировали лукавить и нарушать закон или прибегать к сомнительным схемам.
Надеемся, что за время каникул, депутаты здраво оценят ситуацию и разберутся, что те ставки, которые указаны в законопроекте № 4385 позволят частично решить проблему.
Главное, что авторы законопроекта наконец-то прописали, что "Оподатковуваним доходом фізичної особи вважається прибуток, тобто різниця між доходом від операцій з продажу або обміну рухомого майна та документально підтвердженими витратами на його придбання."
В случае, если затраты на приобретение авто не подтверждены документально, то доходом является вся сумма, полученная за реализацию автомобиля.
Очень своевременная и логичная норма. Но вот шкала налогообложения сделок по продаже подержанных автомобилей почему-то не поменялась. Как и было ранее, законопроект предполагает: при продажу одного з об’єктів рухомого майна у вигляді легкового автомобіля, мотоцикла, моторолера або моторного (парусного) човна, не частіше одного разу протягом звітного податкового року доходи продавця від зазначених операцій оподатковуються за ставкою в розмірі 1 відсотка від вартості такого об'єкта рухомого майна за умови сплати (перерахування) ним суми державного мита до бюджету або суми плати нотаріусу за нотаріальне посвідчення відповідного договору до такого посвідчення.Дохід, отриманий платником податку від продажу протягом звітного податкового року більш ніж одного із зазначених об'єктів, підлягає оподаткуванню, відповідно до пункту 12.1 статті 12 цього Закону (15% Прим. ред.). Зазначені операції відображуються в реєстрі об'єктів рухомого майна.
Существующая формулировка как раз и породила колапс на рынке подержанных авто, так как нотариусы не в состоянии уследить первая это сделка у человека в этом году, или он уже продавал авто. Зачем же законодатели опять прописывают такую норму, чтобы усложнить администрирование и учет? Кроме того, необходимость такой проверки только будет удорожать процедуру оформления, так как налоговым агентам прийдется это где-то проверять. Не проще ли было установить фиксированную ставку налога в разумных пределах (0,5%) со всех операций, что ликвидирует и желание занижать стоимость авто, и будет способствовать фиксированию реальных сумм в договорах и ускорит процедуру оформления авто?