«Бодягу» на АЗС Украины можно считать почти национальной традицией. Заправить автомобиль бензином, который отвечал бы всем необходимым требованиям, в нашей стране, к сожалению, практически невозможно.
Эксперты утверждают, что продукт, который предлагают сегодня отечественные АЗС, это смесь углеводородной основы с низким октановым числом, воды, антифриза, технического спирта и дешевых добавок, повышающих октановое число. Они говорят, если на таком бензине длительное время эксплуатировать автомобиль, то вскоре придется покупать новый, информирует ubr.ua. В частности, Сергей Сапегин, эксперт нефтяного рынка сказал: «К сожалению, после непродолжительной эксплуатации таких двигателей на наших некачественных топливах часть систем выходит из строя. В частности, система каталитического дожига. Поэтому те авто, которые эксплуатируются в Украине, не факт, что будут обеспечивать экологические нормы Евро-3 и Евро-4, даже если мы будем заливать топливо, которое обеспечивает эти нормы». То есть речь об этих нормах даже не идет, если у нас не действует даже стандарт Евро-2. Хотя Евросоюз давно уже требует от Украины переход на Евро-5. Особенно сложная ситуация относительно качества топлива сложилась на небольших частных АЗС. Они не только «бодяжат» топливо водой, но и превращают солярку в высокооктановый бензин. Причина фальсификации проста: бензин нельзя попробовать на вкус, а цвет, чаще всего, не определяет его качество.
Кроме того, фальсифицированные углеводороды поставляются на АЗС из нелегальных мини НПЗ. Так эксперт топливного рынка Сергей Куюн, говорит: «Это производство замкнуто внутри, то есть оно не имеет валютного происхождения. Это нефть краденая или неучтенка с наших месторождений. Плюс такие компоненты получают на коксохимических заводах и прочих предприятиях. Кроме того, этот теневой сегмент никогда не платил налогов». Аналитики топливного рынка обвиняют непосредственно государство и говорят, что властям выгодна бесконтрольность в топливном рынке. Ведь деньги на откатах и закрытие глаз на очевидные вещи исчисляются миллионами гривен. А страдают от того люди, экология и репутация Украины.
В частности, эксперт топливного рынка Сергей Куюн сказал: «От государства не требуется ничего, кроме функции контроля. Но оно даже ее не выполняет. Притом что не выполняет даже на самых простых уровнях. Удивительно, но большая часть топлива не соответствовало нормам при их документальном анализе. То есть уже в документах, которые прилагались к этим партиям, можно было выявить несоответствие с государственными нормами». Из-за такой бесконтрольности и бездействия наших властей Украина заняла 48-е место из 100 стран по качеству топлива в мире.
Международный центр надзора за качеством топлива (The International Fuel Quality Center, IFQC) опубликовал новый рейтинг 100 стран, базирующийся на уровне содержания серы в бензине. Сера - природная составляющая нефти, содержащаяся из-за неполной очистки сырья в транспортном топливе. При сгорании бензина сера попадает в воздух и ее соединения вредно влияют на здоровье людей и окружающую среду. Очистка бензина позволяет существенно уменьшить выбросы серы, оксидов азота и углерода, а также улучшить эффективность работы двигателя. По данным в 2009 году лучший бензин в мире продавали в Германии. Вторая позиция в рейтинге за Японией. Третье место разделили Австрия, Дания, Эстония, Финляндия, Венгрия и Швеция. Украина заняла 48-ю строку списка, Россия 84-ю. Последние места в черном списке за Эфиопией и Парагваем.
Эксперты в своих обвинениях государства четко называют орган, который не проводит контроль над качеством топлива. Так, аналитик нефтяного рынка Геннадий Рябцев заявил: «В течение прошлого года ни одна из заправок не была проконтролирована полностью. То есть Госпотребстандарт из-за отсутствия государственного финансирования не был в состоянии контролировать качество топлива путем отбора лабораторных проб». Поэтому из-за отсутствия контроля качества топлива со стороны государства владельцы АЗС и нефтетрейдеры пока заливают в бензобаки авто смесь, которую трудно назвать словом бензин. А в контролирующем органе Госпотребстандарта, за неимением средств на лабораторные испытания, только разводят руками.
Директор департамента потребительской политики и рекламы Госпотребстандарта Павел Пастушенко сказал: «Даже в случае попытки потребителя уплатить деньги за проведение испытаний такие исследования, которые проводятся за счет частных субъектов или за счет общественных организаций, будут поставлены под сомнение. Потому что в законе прописано четко, что это должны быть деньги из государственного бюджета». Поэтому пока нет контроля над качеством топлива со стороны государства, в самом Госпотребстандарте советуют заправляться только на проверенных АЗС. По их мнению, это уменьшает риск покупки некачественного бензина. Ведь операторы, работающие ответственно и считающиеся с репутацию своей фирмы, не могут себе позволить поступиться качеством топлива, чтобы уменьшить его цену и переманить клиентов.