Это уже вторая, но еще не окончательная редакция грядущих изменений. Над документом поработали гаишники практически из всех регионов страны. В Департаменте ГАИ говорят, что эти предложения составлены на основе судебной практики дел по административным нарушениям и уголовным делам по ДТП. Так, в проекте появился пункт, требующий от водителя в случае остановки автомобиля сотрудником ГАИ выйти из машины на тротуар или обочину, при этом «не создавая угрозы для себя и других участников дорожного движения». Сейчас в Украине водитель имеет полное право не выходить из авто по требованию сотрудника милиции. И это общемировая практика.
Есть также инициатива отстранять от управления транспортными средствами водителей, которые находятся в болезненном или усталом состоянии. По аналогии с водителями, пребывающими в состоянии алкогольного или наркотического опьянения либо под действием медпрепаратов, которые снижают скорость реакции. Но если механизм определения опьянения достаточно четко регламентирован действующими нормативными документами, то каким образом инспекторы ГАИ будут определять степень усталости или болезненности - пока загадка.
О том, как обстоят дела с предполагаемыми нововведениями, рассказал ЛІГАБізнесІнформначальник отдела изучения проблем безопасности дорожного движения при ГАИ Алексей Балдин. В частности, он сообщил, что подготовку новой редакции ПДД закончили всего несколько дней назад. Теперь ей предстоит третий тур общественного обсуждения. Это уже будет не сводная таблица предполагаемых изменений, а полноценный проект новых Правил.
По его словам, ввести в действие новые правила предполагается в 2011 году. «Мы рассчитываем где-то в январе-марте утвердить эти правила, и ориентировочно с 1 июня следующего года ввести их в действие. Впрочем, есть и другой вариант - ввести с 1 января 2012-го. Варианты сейчас рассматривает руководство, окончательного решения пока нет», - сказал Балдин.
Он отметил, что если сравнивать нынешние ПДД с новыми, то разница составит где-то 40%. «То есть, 40% всех положений действующих правил подверглись в той или иной степени изменениям. Это либо изменение формулировок, либо уточнение требований, либо же принципиальное изменение какого-то подхода», - добавил специалист.
Что касается ознакомления общественности с нововведениями, то планируется это осуществлять с помощью СМИ. Также будет предусмотрен временной зазор - то есть правила примерно за шесть месяцев утверждаются, а вступают в действие еще через полгода (плюс-минус) после принятия. Таким образом, у людей будет возможность в течение полугода изучить их.
Пожалуй, одним из самых болезненных новшеств для владельцев авто может стать очередное повышенные штрафов за нарушение ПДД. В этом вопросе Госавтоинспекция настроена весьма решительно и сейчас готовит предложения. Так, начальник пресс-службы Департамента ГАИ Евгений Кравец рассказал: «Есть инициатива ввести за превышение скорости больше, чем на 10 км/ч, один штраф, на 20 км/ч - другой, более, чем на 40 и 60 км/ч - иные. Над этими вопросами сейчас работает специальная группа». По его словам, планируется градация по нарушителям: если ПДД нарушил скутерист, для него должен быть один штраф, если водитель маршрутки или автобуса, которые несут ответственность за жизни десятков пассажиров, то наказание, соответственно, будет строже. «Но слишком жестких мер не будет, потому как народ может это воспринять негативно. Сегодня, кстати, за пьянство лишают прав по решению суда лишь 20% нарушителей, а раньше, когда это было в компетенции ГАИ, документы забирали у 80%», - отметил представитель Госавтоинспекции.
В то же время, по словам источников в ГАИ, в качестве наказания за «пьяную езду» могут ввести штраф в 15 тыс. грн (сейчас - от 2550 до 3400 грн). Штрафы за превышение скорости на 40-60 км/час могут составить 7-8 тыс. грн, а за нарушение ПДД на переездах хотят отбирать права.