Многие автомобилисты небезосновательно считают, что затишье, наблюдаемое сейчас — явление временное. Пройдет всего месяц-два — и «жизнь» в автосфере забурлит с новой силой. Мы попробовали спрогнозировать изменения, которые ждут автомобилистов в течение этого года — на основании анализа законопроектов ВРУ, идей, высказанных чиновниками, а также опыта прошлых лет.
РАБОТА ГАИ: НОВЫЕ ПРАВИЛА И ПЛАСТИКОВЫЕ ТАЛОНЫ ТО С ЧИПОМ
НОВЫЕ ПРАВИЛА
Введение новых ПДД, которые сейчас разрабатывают в департаменте ГАИ МВД, вызывает массу опасений. Опрошенные нами водители говорят, что инспекторы с их принятием начнут штрафовать всех подряд, пользуясь незнанием водителей. Но в ГАИ нас уверили, что такого не будет. «Мы предлагаем минимум изменений, который донесем до водителей через СМИ», — разъяснил нам начальник ГАИ МВД Сергей Коломиец. В частности, уберут знак «Дорога для автомобилей» (разрешал движение только легковым авто со скоростью до 110 км в час), изменят внешний вид нескольких знаков, дорожной разметки и новые светофоры.
Есть надежда, что в новой редакции ПДД, на загородных трассах, где установлен отбойник посредине дороги (или зеленые насаждения), скорость до 110 км в час разрешат официально — Кабмин весной прошлого года готовил проект такого постановления. Добавим, что поскольку по админкодексу ответственность за несоблюдение скоростного режима начинается с превышения более чем на 20 км в час, можно будет законно разгоняться, например, на трассе Киев—Одесса, до 130-ти.
ШТРАФЫ
В ГАИ неоднократно заявляли о том, что повышение штрафов за нарушение ПДД в ноябре 2008 года в 20 раз — еще не предел. Экс-глава МВД Юрий Луценко не так давно обещал, что инициирует изменения в админкодекс, согласно которым за «хмельной рейс» водителям будет грозить пожизненное лишение прав и штраф в размере от 8 до 10 тыс. грн. Есть обоснованные опасения, что одновременно ужесточат и другие виды наказаний. Напомним, что в ВРУ существует законопроект, согласно которому при каждом нарушении ПДД, на водителя будут начисляться еще и штрафные баллы. Если по итогам года водитель наберет больше 30-ти баллов (например, 3 раза превысил скорость и один раз не пристегнулся ремнем безопасности), его будут лишать прав на срок до 3-х лет.
В течение 2009 года в Раде было зарегистрировано несколько законопроектов, идея которых снизить существующие штрафы за нарушение правил в 3—4 раза. Например, если сейчас за превышение скорости штрафуют минимум на 255 грн., то согласно законопроекту, эта цифра должна уменьшиться до 85 грн. Напомним, что до повышения штрафов наказание за такое нарушение составляло 17 грн.
ТЕХОСМОТР
Летом прошлого года стоимость талона ТО повысили с 22 до 100 грн., мотивируя необходимостью повышения защиты документа от подделок. Есть высокая вероятность, что на этом тандем из руководства консорциума ЕДАПС (производитель талонов) и отдельных чиновников не остановится. В уже упомянутом законопроекте о введении штрафных баллов есть норма, предусматривающая, что талон к удостоверению водителя будут изготавливать (естественно, за счет водителей) в виде кредитной карточки. Вполне возможно, что водителей обяжут, чтобы на этой карте были деньги — в случае нарушения ПДД, с карточки и будут снимать деньги сотрудники ГАИ, используя терминалы, которые выдадут каждому патрульному экипажу.
На этом креатив ГАИ не останавливается — на протяжении 2009 года Сергей Коломиец неоднократно заявлял, что электронным сделают и техпаспорт (пластиковая карточка с чипом или намагниченная). Кстати, первые шаги в переходе на электронные платежи уже сделаны — при поддержке Департамента ГАИ МВД была организована компания «Онлайн Держ Сервіс», при помощи которой уже можно оплачивать штрафы по интернету, заплатив порядка 10% от штрафа за услуги посредника.
В ВРУ зарегистрирован законопроект, цель которого — убрать ГАИ от талонов техосмотра вообще. Стоимость талона будет устанавливаться Кабмином, а закупаться они будут лицензированными частными СТО, которые и проводят ТО. Инициатива хорошая, ведь сейчас, чтобы получить талон, водителю нужно заплатить не только стоимость самого талона, но и гаишникам за услугу по его выдаче. Например, себестоимость того самого «стогривневого» талона ТО составляет порядка 20—30 грн., а остальные деньги идут на покрытие расходов МВД (содержание МРЕО, форма сотрудников милиции и тому подобное). То есть, если такую инициативу поддержат депутаты, стоимость талона ТО будет значительно снижена, а милицию полностью переведут на бюджет.
ЭВАКУАТОРЫ И ШТРАФПЛОЩАДКИ
Несмотря на то что работу эвакуаторов признали весной 2009-го незаконной, вскоре они могут вернуться на улицы больших городов. По словам заместителя столичного мэра Ирэны Кильчицкой, Киевская администрация совместно с ГАИ МВД планируют внести изменения в законодательство и возобновить платную эвакуацию за парковку в неположенном месте. А вот схема «узаконенного вымогательства» с использованием штрафплощадок уже работает. В декабре 2009-го в Киеве сотрудники ГАИ начали за незначительные нарушения (например, за просроченную страховку ГО) массово отбирать у водителей автомобили и доставлять их на сверхдорогую частную штрафплощадку, искусственно удерживая там автомобили по нескольку дней и вымогая за возврат по 780—1040 грн. (260 грн. за сутки). И лишь после шумихи в СМИ цену «услуги» паркинга от ГАИ снизили до 100 грн. Но не исключено, что после выборов ее снова поднимут.
Есть надежда, что и эвакуаторщики, и сотрудники ГАИ будут придерживаться действующего постановления Кабмина, согласно которому автомобиль имеют право забирать на штрафплощадку лишь в том случае, если он реально мешает дорожному движению, и вернуть его владельцу не позже чем через 3 дня после задержания. И согласно установленным Кабмином расценкам — 18 грн. за 1-е сутки и по 10 грн. за последующие.
ЦЕНЫ: АВТО ПОДОРОЖАЮТ, НО КРЕДИТЫ СТАНУТ ДОСТУПНЕЕ
НА АВТО
Автомобили 2008 года, завезенные по низкому курсу доллара, уже практически закончились. Новые партии закуплены по новым ценам и доступных машин больше не будет. Опрошенные нами автодилеры это мнение подтверждают. «Тех цен, что были в 2009-м, в этом году не будет — завезенные по курсу «5,05» машины закончились. В этом году мы прогнозируем, что продано будет на 12% меньше автомобилей, чем в 2009 г. Все операторы рынка уже адаптировались к новым условиям и будут предлагать только реальные цены», — прокомментировала нам ситуацию маркетинг-директор Группы компаний «АИС» Юлия Птицына.
Аналогичного мнения придерживаются и представители другого крупнейшего игрока украинского рынка — корпорации «Укравто». «Цены на авто уже снижены до минимального уровня», — рассказали «Сегодня» в отделе по связям с общественностью компании «УкравтоЗазСервис». Но по нашим наблюдениям, кое-где авто 2008 года еще остались. Правда, в дорогих и непопулярных комплектациях. И то, продавцы говорят, что остатки раскупят в течение максимум 2-х месяцев.
Стремясь поднять продажи, продавцы разработают льготные условия кредитования, по которым автомобили будут выдавать в рассрочку либо под низкие проценты. Напомним, что до кризиса, покупая автомобили в кредит по ставке 16—20% годовых, за 5 лет автомобилист переплачивал 80—100% от цены автомобиля. Повышение же на 20—40% цен на автомобили в гривне, которое мы наблюдали в течение 2009 года, может быть вполне компенсировано льготным кредитованием с процентной ставкой около 10%. Переплата за 5 лет тогда не превысит половины цены автомобиля, и итоговая сумма, потраченная на авто, будет соответствовать докризисному уровню.
Интересно, что многие продавцы уже предлагают такие условия. Например, в салонах АИС машины при первом взносе в 30% дают сроком на 5 лет под 9,9% годовых (Audi, Citroen, SsangYoung, «Джили», УАЗ, ГАЗ), а внеся половину стоимости, автомобили Renault и Nissan можно взять на 1—2 года с нулевой процентной ставкой.
НА БЕНЗИН
После каждых выборов у нас в стране традиционно растут цены на бензин. Например, в начале 2005 года литр А95 стоил порядка 3 грн., а уже в средине года подорожал до 4,2 грн. В 2007 году за литр просили 4,5 грн., после выборов — 5,1 грн. Директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн отмечает, что в данный момент цена топлива зависит от курса доллара: «Повышение доллара на три копейки вызывает удорожание литра бензина в рознице на копейку. Если доллар подорожает на 2 гривни, то бензин поднимется в цене на 60—70 копеек — с сегодняшних 8 грн. за литр А95 до 8,6—8,7 грн.». А в том, что так и будет, уверен главный финаналитик РА «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран, который прогнозирует рост «зеленого» в 2010 году до 10 грн. — если внешний долг будет продолжать расти (правительство будет продолжать набирать кредиты).
Украинская история знает примеры не только роста цен на бензин, но и их падение. Так, директор департамента операций на финансовых рынках банка «Финансы и Кредит» Андрей Войтенко, считает, что до конца выборов курс будет колебаться на уровне 8—8,2 грн./$, а затем начнет снижаться: в 1-м квартале до 7,6 грн./$, во 2-м — до 7,4 грн./$, а во 2-м полугодии — до 7—7,2 грн./$. Если доллар действительно упадет до таких отметок, то и бензин будет стоить в районе 6,2—6,7 грн. за литр «пятого». Правда, по словам Сергея Куюна, это при условии, что мировые цены останутся на нынешнем уровне — по состоянию на 2 февраля за баррель просят $73,4. Однако в официальном прогнозе правительства США отмечена цифра в $83—85 за баррель. То есть при оптимистичном прогнозе цены на бензин останутся на нынешнем уровне.
ХРАНЕНИЕ АВТО
ПАРКОВКА
О дефиците бюджета Киева сейчас не говорит только ленивый. Вполне возможно, что власть имущие в очередной раз решат покрыть его в том числе за счет автомобилистов. Так, под предлогом освобождения центральной части города от автомобилей сбор за парковку в центре могут поднять с нынешних 10 до 15—20 грн. в час или выше (в 2007 году требовали до 40 грн.).
Рядовой украинский автомобилист ехать в центр по пробкам и не стремится. Если власти создадут цивилизованные паркинги возле крайних станций метро, то люди будут оставлять автомобили там и ехать в центральную часть на метро. Главное, чтобы при этом кто-то гарантировал сохранность автомобиля, а стоимость такой услуги была не заоблачной. Заммэра Анатолий Голубченко рассказал нам, что эта идея будет реализована, однако только в 2011 году, в рамках подготовки к Евро-2012.
ГАРАЖИ
Еще в 2007-м киевская мэрия рассматривала возможность взимания платы за парковку автомобиля не только на центральных улицах, но и во дворах, но тогда эта идея не прошла. Однако при принятии решений украинские градоначальники часто прислушиваются к российскому опыту. А мэр Москвы Юрий Лужков уже презентовал программу сбора денег с автовладельцев именно за такую «услугу». Если эту программу запустят у соседей, украинские чиновники последуют российскому опыту и введут аналогичную плату у нас. Тем более что штраф за парковку на газоне уже существует — «Киевзеленстрой» сейчас выписывает квитанции за такое нарушение в размере 300—450 грн. (40 грн. за 1 метр квадратный поврежденной площади).
В том, что хранить авто под окнами — идея плохая, убеждать никого особо не нужно. В данный момент автомобилей во дворах столько, что нет места для пешеходов, а зеленые насаждения практически уничтожены. Если бы была альтернатива, то автомобилисты с удовольствием ставили бы машины в предназначенные для этого места. В столичной мэрии, по словам заместителя городского головы Ирэны Кильчицкой, сейчас разрабатывается программа строительства многоуровневых придомовых паркингов, но стоить одно место будет недешево — $8—9 тыс. Однако в подземных паркингах сейчас просят за место порядка $15 тыс., а стихийные гаражи-будки, которые устанавливают автовладельцы самовольно, сносят. Но все равно дорого — вот если бы место стоило до $2 тыс...
СТРАХОВАНИЕ
АВТОГРАЖДАНКА
Полисы ОСГО в 2010-м подорожают. Гендиректор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Белошицкая отмечает, что как только новые тарифы пройдут все согласования (к весне), цена полиса вырастет на 100—300 грн. (в зависимости от типа страхования и автомобиля).
Одновременно с повышением цены на полисы для автолюбителей появится хорошее новшество — переход на новую систему оформления ДТП. При небольшом ДТП вызывать ГАИ необязательно. Достаточно лишь, чтобы документы оформил страховой комиссар или сами автомобилисты. Начальник ГАИ МВД Украины Сергей Коломиец говорит, что водители будут заполнять специальную форму — европротокол, который будут передавать в страховую компанию. А уже страховщики будут отправлять материалы дела в ГАИ, чтобы виновного привлекли к админответственности. Сейчас же, в случае даже незначительной аварии, приезда ГАИ приходится ждать по 5—8 часов, а гаишники по приезде сразу же забирают права.
КАСКО
Из-за высокого курса доллара страховка КАСКО на 2010 год подорожала, а если доллар будет продолжать расти, цена полиса вырастет еще сильнее. Дело в том, что большинство автомобилей-клиентов КАСКО были взяты в кредит, причем валютный. И если в 2008 году, заключая договор на год, автовладелец машины стоимостью $20—25 тыс. платил порядка 6—8 тыс. грн., то полис на 2010-й обойдется в 9—12 тыс.
Почти все СК, чтобы привлечь клиентов, перейдут (либо уже перешли) на поэтапную оплату за годовой полис. В этом случае сумму платежа разбивают на 4 равные части с поквартальной оплатой. А заплатить 4 раза по 3 тыс. грн. намного легче, чем 12 тыс. за раз.
ТРАНСПОРТНЫЙ СБОР
Уже сейчас понятно, что весной дорога будет напоминать не асфальтовое покрытие, а места боевых действий. Денег же на ремонт у государства нет — казна пустая. Есть вероятность, что для решения проблемы транспортный сбор опять повысят в несколько раз (в прошлом году эту идею уже пытались провернуть, но после акций протеста повышение отменили). В 2009-м повышение затронуло лишь автомобили с объемом двигателя выше 2,2 литра — нардепы посчитали, что на них ездят только обеспеченные люди. Но пострадали также владельцы микроавтобусов, УАЗов, «Волг», а также старых иномарок. Понятно, что привязка к объему двигателя несправедлива по своей сути, но если повышение сбора действительно решит проблему дорог, на этот шаг нужно пойти.
Дорожный сбор могут включить в стоимость топлива, как это сделано, например, в США — существует и такой законопроект. Литр бензина тогда вырастет в цене на 10—15%, но и у дорожников появятся средства на восстановление дорожного покрытия. Кроме того, такой подход является справедливым — чем больше человек ездит, тем больше он платит. Правда, многие эксперты считают, что проблема не только в отсутствии финансирования, но и в том, что средства, которые выделяет государство, идут не на ремонт дорог, а просто разворовываются...