Немного истории Автомобили Fiat Tipo дебютировали в начале 1988 года и пришли на смену малопопулярной модели Ritmo. С начала своего производства Tipo выпускались только с 5-дверным кузовом хэтчбэк. Современная конструкция, невысокая стоимость, удачный и стильный дизайн обеспечили этой модели успех на мировом рынке, о чем свидетельствует и заслуженная награда на престижном европейском конкурсе — «Автомобиль 1989 года».
Модель относится к европейскому сегменту рынка, где немецкий Volkswagen Golf традиционно считается законодателем мод. Поэтому Tipo постоянно приходилось выдерживать с его стороны серьезную конкуренцию. Итальянские инженеры решили опередить Golf количеством разновидностей кузовов. Так, в феврале 1990 года модельный ряд был дополнен седаном Tempra, а спустя 2 месяца — и универсалом Tempra Station Wagon. Несмотря на то, что семейство выполнено на единой платформе, модели несколько отличаются по дизайну — иные оптика, бамперы и радиаторная решетка. Хотя в целом вся механика идентична.
Автомобили оснащались переднеприводной компоновкой трансмиссии и имели поперечное расположение силовых агрегатов, мощность которых варьировала от 56 до 139 л.с. Дизельные версии моторов отличались высокой экономичностью, благодаря чему седаны Fiat Tempra пользовались большой популярностью среди итальянских таксистов.
В октябре 1990 года появилась наиболее мощная и дорогая версия Tipo — GTI 16V, оснащенная 2-литровым мотором (146 л. с.). Однако после повсеместного введения каталитических нейтрализаторов отработанных газов мощность двигателя понизилась до 139 л. с. Через год, ввиду высокой стоимости модификации GTI 16V, появляется менее дорогая — Tipo GT с форсированным 2-литровым мотором (113 л. с.).
Несколько запоздалым решением стал выпуск в 1993 году 3-дверных хэтчбэков Tipo. Их приобретали главным образом молодые покупатели в дорогих спортивных версиях GTI 16V и GT.
Модернизация семейства пришлась на август 1993 года. Изменилось оформление радиаторной решетки и появились бамперы новой формы, окрашенные под цвет кузова. Повысилась и пассивная безопасность: в дверях установили усилительные балки, а на приборной панели — подушки безопасности.
В октябре 1995 года модельный ряд сменяют более современные автомобили Bravo/Brava и Marea. Однако, учитывая широкую популярность Tipo/Tempra, их производство перенесли в заграничные филиалы компании — расположенные в Турции, Египете и Польше.
Кузов
Fiat Tipo/Tempra построены на одной платформе с использованием одинаковых узлов и агрегатов и единственное их основное отличие — в кузове. Все семейство имеет достаточно длинную для своего класса колесную базу (2540 мм), поэтому внутренний объем салона получился чрезвычайно большим и просторным. Это подчеркнуто и в дизайне — внешне автомобиль кажется очень широким и вытянутым.
Немаловажную роль, особенно для наших условий эксплуатации, играет и то, что около 70% панелей кузова имеют цинковое покрытие, а на некоторых моделях Tipo задняя крышка багажника вообще выполнена из пластика. Поэтому все автомобили отличаются довольно высокой стойкостью против коррозии.
Идеальное сочетание небольшой погрузочной высоты пола багажника, его вместительность и возможность сложить задние сиденья по частям (причем раскладываются как спинка, так и диван) способствуют большей функциональности автомобилей. У хэтчбэка полезный объем багажного отделения составляет 350 — 1100 л, у седана —500 — 1400 л, а у фургона он вообще огромен — 550 — 1550 л. Единственный существенный недостаток седанов Tempra — линия багажника слишком завышена, и это мешает нормальной обзорности при движении задним ходом.
Учитывая, что эти машины и сейчас продолжают выпускаться в заграничных филиалах компании Fiat, новые кузовные запчасти стоят на них недешево. А «под разборку» автомобилей Tipo/Tempra у нас в Украине достаточно мало. Этим-то и объясняется высокая стоимость даже «бэушных» деталей. Так, капот стоит $120, крышка багажника на Tipo — $250, бампер — $80, дверь — $50.
Салон
Попадая внутрь, сразу же обращаешь внимание на довольно необычную форму приборной панели, она выполнена в характерной итальянской манере — плоская, с множеством прямых линий, которые эффектно подчеркивают ширину и простор салона. Остальные детали интерьера хотя и немного угловаты, однако также неплохо сочетаются с внешним дизайном автомобиля.
Щиток приборов может быть двух типов: обычный, состоящий из контрольных ламп, спидометра, тахометра, а также стрелочных указателей уровня топлива и температуры воды. И — цифровой DGT (digital), который устанавливался на более дорогих модификациях. Выглядит он более стильно, однако не пользуется большой популярностью — мелькание цифр быстро утомляет, да и электроника частенько выходит из строя. Поэтому более практичным считается обычный.
Водительское место хорошо организовано — высокая посадка на сиденье способствует лучшей обзорности, все органы управления под рукой, а рулевая колонка имеет регулировку по высоте.
Все сиденья с развитой боковой поддержкой. Их размещение также позволяет с удобством устроиться человеку ростом даже выше среднего — места над головой вполне достаточно, и на «галерке» (по сравнению с остальными «одноклассниками») Tipo/Tempra смогут предложить пассажирам достаточно высокий уровень комфорта.
Обивка салона может быть тканевой, велюровой и под заказ — кожаной. Со временем пластмассовая обшивка центральных стоек начинает назойливо греметь — поэтому, для экономии нервов, ее желательно открутить и проклеить изнутри поролоном.
В целом система вентиляции и отопления работает неплохо — даже в холодные зимы салон скоро прогревается, а стекла быстро отпотевают. Хотя отопление все же имеет одну характерную «болезнь» — регулятор скоростей печки быстро выгорает. Поэтому частенько приходится пользоваться только оставшимися рабочими положениями.
Двигатель и его системы
Fiat Tipo/Tempra оснащались 4-цилиндровыми бензиновыми и дизельными двигателями. Их мощности варьировали в зависимости от количества клапанов на цилиндр и системы питания. В среднем все моторы «выхаживают» до 200 тыс. км и во время эксплуатации не требуют каких-либо серьезных профилактических работ. Наиболее практичными с точки зрения экономии и надежности считаются: дизельный — объемом 1,9 л и бензиновые — объемом 1,6 и 1,8 л. Остальные — более «прожорливы», а с возрастом, мощные 16-клапанные версии моторов склонны еще и к повышенному расходу масла.
Газораспределительный механизм на всех силовых агрегатах приводится в действие зубчатым ремнем, который производитель рекомендует менять через каждые 60 — 70 тыс. км пробега вместе с натяжительным роликом. Несвоевременная замена этих деталей впоследствии может повлечь за собой дорогостоящий ремонт всего двигателя.
Система охлаждения также требует к себе повышенного внимания — нужно регулярно следить за состоянием хомутов и соединений, так как негерметичность системы может привести к потере охлаждающей жидкости и перегреву двигателя. А как следствие — прогорит прокладка головки блока цилиндров, а ее замена — процесс довольно сложный и трудоемкий.
Больше всего хлопот доставляет инжекторная система питания двигателей. Из-за некачественного бензина быстро засоряется топливный фильтр высокого давления и форсунки центрального впрыска. Первые признаки — неустойчивая работа двигателя, «провалы» при наборе оборотов и повышенный расход топлива.
Трансмиссия
Большинство автомобилей агрегатировались 5-ступенчатыми механическими КПП, хотя встречались и довольно редкие модификации, оборудованные автоматическим бесступенчатым вариатором Selecta. Первые — очень надежные и не имеют каких-либо серьезных недостатков. Об этом свидетельствуют хвалебные отзывы специалистов на фирменных СТО. Масло в механических КПП рекомендуется менять через каждые 60 тыс. км. Для этого используется специальное масло марки Tutela ZC 80S.
Металлический трос привода сцепления со временем может растянуться, поэтому при затрудненном включении передач необходимо произвести его регулировку. В среднем диск и корзина сцепления «выхаживают» до 100 — 150 тыс. км.
Вариатор Selecta работает вместе с гидравлическим многодисковым сцеплением. Их конструкция достаточно сложна, а обслуживание заключается в регулярной замене масла марки Tutela CVT через каждые 40 тыс. км.
При покупке автомобиля, особенно подержанного, предпочтительней остановить свой выбор на механической 5-ступенчатой КПП. Иначе, в случае выхода из строя автоматической коробки, придется существенно раскошелиться на дорогостоящий ремонт.
Подвеска и другие агрегаты
Подвеска Fiat Tipo/Tempra жестковата и на неровностях дорожного покрытия она несколько портит в целом достаточно высокую комфортность езды. Передняя и задняя подвески — независимые со стабилизаторами поперечной устойчивости. Передняя — типа Мак Ферсон, задняя — с продольным рычагом, где амортизатор и пружина установлены отдельно. Слабое место передней подвески — задний сайлент-блок рычага. На наших дорогах он очень быстро разбивается. А его замена возможна только в сборе с рычагом и шаровой — они неразборные. Все колеса имеют заданные изготовителем углы развала и схождения, причем регулируется только схождение передних колес. В случае иных отклонений нужно найти и поменять деформированные детали подвески.
Реечное рулевое управление на большинстве автомобилей оборудовано гидроусилителем. В целом его работа превосходна и единственное, к чему можно придраться, — слишком сильное реактивное действие. Наконечники рулевых тяг в наших условиях «выхаживают» не более 40 — 50 тыс. км. и после этого их желательно заменить.
Эффективные тормоза обеспечивают хорошее замедление машины на любых скоростях. Передние тормоза — дисковые, задние — барабанные. Хотя на более мощных версиях Tipo/Tempra устанавливали задние дисковые тормозные механизмы. Под заказ автомобили оборудовались и ABS.
Выводы
Fiat Tipo/Tempra находятся в одном сегменте рынка, где давно и безраздельно властвует его хозяин — VW Golf. А так как «итальянец» начинает «сыпаться» раньше своего немецкого конкурента (сравниваются, естественно, машины одного возраста), то предпочтение покупателей часто оказывается на стороне Volkswagen. Хотя найдутся, конечно, и заядлые приверженцы итальянского народного автомобиля, которые отыщут нужные аргументы в пользу популярности Tipo/Tempra. Самый весомый из них — титул «Автомобиль года» — не дают кому попало. Поэтому, подытожив все положительное и отрицательное в этих моделях, каждый должен сделать свой выбор.