Вообще-то сами автопроизводители рекомендуют двигатель не промывать вовсе, уверяя, что моющими свойствами обладает большинство качественных моторных масел. Это, конечно, так. Однако есть ситуации, когда двигатель все же нуждается в промывке, ведь при его работе образуется достаточно много различных загрязнений. Например, после сгорания бензиново-воздушной смеси остается большое количество оксидов азота, которые вызывают окисление масла и, как следствие, образование высокотемпературного шлама или отложений в системе смазки. В дизельном двигателе при сгорании топлива образуется оксид серы, что ещё больше увеличивает степень загрязненности масла. Да и само оно тоже частично сгорает и окисляется, оставляя лаковые отложения на поршнях и кольцах. Кроме того, если топливная смесь слишком богатая или сгорает не полностью, увеличивается образование сажи, которая затем попадает в двигатель. Все эти и другие процессы ведут к загрязнению масляной системы в целом, что грозит возникновением, озвученных в самом начале статьи, проблем. Так что же: надо промывать двигатель или нет? Если зайти на территорию ближайшего гаражного кооператива и попытаться провести своеобразный опрос общественного мнения на эту тему, то голоса «за» и «против» промывки разделятся примерно поровну.
Большинство автолюбителей под «промывкой двигателя» понимают применение некоего средства, которое добавляется на несколько минут работы мотора в старое масло перед его заменой на новое. У кого-то термин «промывка» может также ассоциироваться со специальным промывочным маслом, заливаемым в движок уже после слива отработавшей свой срок смазки. С этим средством мотор должен в течение некоторого времени поработать на холостых оборотах, после чего «промывку» сливают, и только затем система смазки двигателя наполняется свежим моторным маслом.
Исходя из такого понимания вопроса, автолюбители нередко сбиваются с ног в поисках самой эффективной «5 минутной» промывки, или же самого качественного промывочного масла. Многие, особенно люди «старой закалки» проводят такие процедуры при каждой замене масла.
На самом деле, промывка двигателя — процесс действительно очень полезный, но только производить его нужно не во всех случаях.
Для начала, вспомним состав любого моторного масла. Не секрет, что в нем изначально присутствует целый набор присадок. Причем, как минимум одна из них отвечает за поддержание деталей двигателя в чистоте. Таким образом, если регулярно и вовремя заливать в двигатель одно и то же качественное масло, то никакие дополнительные очистительные процедуры вам не понадобятся.
Но допустим, что мы решили залить в мотор вместе с уже отработанным маслом, какой-то препарат «для промывки двигателя». Совершенно очевидно, что в этом средстве должны присутствовать некие активные вещества, иначе промывка, как таковая, теряет смысл. Неспециалисту в химии смазочных материалов даже представить сложно, что за ингредиенты содержатся в емкости с «5-минутной промывкой двигателя». А как именно эти вещества могут взаимодействовать с внутренними деталями мотора? Кто гарантирует, что такая «промывка» не разъест, например, уплотнительные кольца? Кроме того, залив промывку в старое масло, мы радикально меняем его характеристики, и в первую очередь одну из самых существенных — вязкость. Специалисты утверждают, что в ходе этой процедуры она может измениться в разы! После промывки старое масло сливается, но какая-то его часть (до 10%, в зависимости от конструкции мотора) остается в системе смазки, смешавшись с остатками промывочной химии. В этот то «коктейль» мы и льем потом свежее масло. Допустим, что содержание этой адской смеси в новом масле не больше 10%. Но дело в том, что содержимое заводской канистры примерно на 85% состоит из основы (базового масла), остальные же 15% — это всевозможные присадки. А это значит, что мы добавили в новенькое масло почти такой же объем «присадок», сколько там уже есть. Какими характеристиками будет обладать окончательный состав смазки, на которой автомобилю придется работать до следующей её замены, не скажет никто. Заметим, что вышесказанное касается любых присадок, предназначенных для «улучшения свойств» моторных масел.
Примерно та же картина складывается при использовании промывочного масла. Правда, в этом случае посторонних активных веществ в системе смазки будет намного меньше, а потому и негативный эффект будет малозаметен.
На первый взгляд получается, что двигателю, масло в котором регулярно и правильно меняют никакие «промывки» не нужны. Однако имеется целый ряд случаев, когда к помощи соответствующей автохимии прибегать все-таки приходится. Например, несвоевременная смена масла. Ведь при пробеге на 10–15% больше рекомендованного автопроизводителем, присадки, обеспечивающие чистоту двигателя, срабатываются и мотор начнет загрязняться.
Другая ситуация — приобретение подержанного автомобиля. Новый владелец не в состоянии точно определить, своевременно ли менялось на данном авто масло, соответствовало ли оно предписаниям производителя, и насколько загрязнена система смазки. Если по каким-то причинам новый хозяин после покупки не промыл двигатель, то желательно хотя бы обратить внимание на цвет вновь залитого масла. Если оно потемнело уже после 100–200 км пробега, то система смазки значительно загрязнена и требует срочной промывки.
Третья ситуация — вынужденный долив (более 20% объема) масла другой марки. Дело в том, что продукция разных производителей не всегда совместима, особенно когда в работавшее масло доливают свежее, но имеющее другой состав. В таком коктейле те или иные присадки могут выпасть в осадок, что помимо загрязнения приведет к резкому ухудшению способности получившейся смеси противостоять износу двигателя. Если в магазине нет требующегося вашему авто масла, а долив необходим, лучше приобрести продукт того же производителя — там, как правило, содержится аналогичный пакет присадок, просто в других количествах. Главное, чтобы основа (минеральная, полусинтетическая или синтетическая) была, как у масла в двигателе. Из всех возможных вариантов наихудшим является долив «минералки» в систему смазки с «синтетикой». В самом крайнем случае, можно купить масло другого производителя, имеющего ту же основу с аналогичным уровнем эксплуатационных свойств (по классификации API, ACEA). Вязкость приобретаемого масла-доливки (по классификации SAE) должна быть не меньше, чем у залитого в двигатель или допускаемого автозаводом для данной температуры окружающего воздуха. Иначе в режиме высоких нагрузок малая вязкость может привести к повышенному износу. После подобного вынужденного смешения слить содержимое системы смазки необходимо при первой же возможности, и перед заливкой свежего масла промыть двигатель.
Двигатель также необходимо подвергнуть промывке при попадании в масло охлаждающей жидкости (ОЖ). Это происходит вследствие потери системой охлаждения герметичности, случающейся чаще всего из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров. Даже в небольших количествах антифриз наносит моторному маслу значительный ущерб. Вода и этиленгликоль, содержащиеся в ОЖ, вызывают слипание (коагуляцию) загрязнений, разложение (гидролиз) присадок и ускоряют окисление (старение) масла. Его работоспособность резко ухудшается, а слипшиеся частицы осадка могут забить сетку маслоприемника, что приведет к масляному голоданию двигателя. Мотор с такой неисправностью лучше не эксплуатировать (по возможности), а после восстановления герметичности систему смазки следует промыть. Кроме того, промывка мотора обязательна в случае заливки некачественного или поддельного масла. Симптомами здесь служат следующие факты: сильное почернение масла после 100–200 км пробега при уверенности в чистоте системы смазки, черный налет на внутренней поверхности клапанной крышки, повышенный расход масла, появление сизого дыма из выхлопной трубы, резкое снижение мощности. Последнее вызвано тем, что нагар лишает подвижности поршневые кольца уже через 10–15 часов работы. При появлении любого из вышеназванных признаков необходимо немедленно слить суррогат и промыть систему смазки.
Моторные масла считаются одним из существенных источников загрязнения окружающей среды. Их слив в почву и водоемы превышает по объему аварийные сбросы и потери нефти при её добыче, транспортировании и переработке. Поэтому безопасной утилизации отработанного масла придается серьезное внимание. В процессе эксплуатации масла соприкасаются с металлами, подвергаются воздействию воздуха, температуры и других факторов, под влиянием которых с течением времени происходит изменение их свойств: разложение, окисление, полимеризация и конденсация, обугливание, разжижение горючим, обводнение и загрязнение посторонними веществами. Перечисленные факторы действуют в комплексе и взаимно усиливают друг друга. Например, наличие воды способствует окислению масла, а также появлению в нем биозагрязнений, которые развиваются на границе масло-вода. Механические примеси, в состав которых в большинстве случаев наряду с сажей входят металлы в виде продуктов коррозии, являются катализаторами окисления масел. Вследствие этого процесса образуются кислоты и различные смолисто-асфальтеновые соединения.
Отработанные масла собирают и подвергают регенерации с целью сохранения сырья. Для справки, за год на территории бывшего Советского Союза собирается около 1,7 млн. тонн масел. При их переработке получают базовые масла, по качеству идентичные свежим, причем выход масла в зависимости от качества сырья составляет 80–90%. Таким образом, базовые масла можно регенерировать ещё по крайней мере два раза.