Fiat Brava SX. Некоторое время назад судьба забросила меня в Словацкую республику, часть бывшей Чехословакии. Соответственно, машину я покупал уже там и эксплуатировал ее тоже, конечно, там. И за год проехал на ней по дорогам Центральной Европы 50.000 километров.
В один из теплых августовских дней 1996 года новенькая Fiat Brava SX выехала из ворот техцентра Scotti auto в Братиславе. Почему я выбрал именно эту машину, а не, скажем, столь здесь популярную Skoda Felicia? Во-первых, привлек дизайн. Итальянцы знают толк в красоте. Во-вторых, звание «АVтомобиль 1996 года», полученное Brava на Женевском автосалоне, также говорит о многом. Ну и, в-третьих, сыграла роль довольно низкая цена (хотя та же Felicia много дешевле).
Из одноклассников и конкурентов на место Brava настойчиво просился Renault Megane, но был отвергнут, так как меньше понравился внешне. Brava выглядит более оригинально, можно сказать, футуристически и привлекает обтекаемостью своих форм (по всему кузову я не нашел ни одного острого угла). Кроме того, я никогда не смог бы привыкнуть к кнопке звукового сигнала, расположенной на подрулевом рычажке. Я привык жать на клаксон всей ладонью или в крайнем случае локтем, привык к уверенности, что никогда не промахнусь мимо этой важной кнопки. В Megane же, пока нащупаешь сигнал под рулем, может произойти что угодно.
Приобретение аVтомобиля в рассрочку для европейца — дело обычное. Для того чтобы купить машину в кредит, не обязательно иметь астрономический счет в банке или, скажем, закладывать квартиру. Достаточно заручиться подписями двух добропорядочных местных жителей, имеющих работу со средним окладом, застраховать машину от всех мыслимых и немыслимых неприятностей ($1000 в год) и оплатить 25% ее стоимости. После этого машину можно забирать, но с условием: регулярно в течение 4 лет ежеквартально равными долями выплачивать оставшуюся часть стоимости. До полного погашения кредита аVтомобиль является собственностью банка, но никаких ограничений прав пользования машиной (кроме продажи) не существует, вы можете делать с ней все что угодно: передать теще для вывоза урожая картошки с дачи или отдать кому-нибудь из младших членов семьи на растерзание. Но лучше ездить самому, наслаждаясь комфортом и изяществом этого милого европейского аVтомобильчика.
Модификация SX обошлась на $1000 дороже, чем абсолютно пустая Brava, но за это я получил гидроусилитель руля, электроприводы зеркал заднего вида и стеклоподъемников, а также раздельно откидывающиеся спинки задних сидений. Это очень удобно, когда, например, вы едете в Высокие Татры и возникает вопрос: кого взять, пассажиров или их лыжи.
В стандартную комплектацию кроме того входят подушка безопасности водителя, магнитола, регулируемые по высоте передние сиденья, часы, иммобилайзер, слегка тонированные стекла, рукоятка открывания багажника с места водителя и множество других приятных мелочей.
Сев за руль, я понял, что привыкну к Brava очень быстро. Машина сразу же понравилась плавностью хода и удобством водительского места. Минус — довольно слабенький моторчик (1,4 литра, 12 клапанов, 80 л. с.). Но в городе или на автобане это совершенно не мешает. Скажем так, для поездок по городу или в уик-энд на дачу более мощного мотора и не требуется, а взамен я получил смехотворно низкий расход топлива (в городе около 8 л/100 км), что немаловажно при европейских ценах на бензин.
Обратила на себя внимание жесткая подвеска — для машины с таким двигателем можно было бы поставить пружины и помягче. Когда-то у меня был настоящий спортивный аVтомобиль, но даже на нем я все же больше ощущал, что производитель предусмотрел какие-то смягчающие элементы между колесами и мягким местом водителя. На Brava же настолько чувствуешь все кочки и неровности, что поначалу я подумал, что перекачаны колеса.
Но у жесткой подвески есть и плюсы — она помогает машине сохранять устойчивость и держать дорогу. А дорогу Brava держит превосходно! В этом не осталось никаких сомнений после того, как я испытал в предельных режимах ее ходовые качества на местном картодроме.
Салон скромный, сделан со вкусом, разве что многовато всяких пластмассово-резиновых деталей. Плавные очертания и округлые формы салона — в духе внешнего облика машины.
Рулевая колонка регулируется по углу наклона, сиденья — по высоте. Сижу оптимально, все вижу — дорогу, приборы. На щитке — стандартный набор: спидометр, тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Вся остальная информация выведена на индикаторные лампочки. Угол наклона фар можно регулировать прямо из салона. Кстати, в дополнение к отличной оптике есть и противотуманки.
На центральной консоли — незатейливая магнитола оригинальной формы (меньше шансов, что украдут). Музычка ничего себе, жаль только, реверс не предусмотрен.
Пепельница огромная — учтено пристрастие итальянцев к табаку. Рядом — прикуриватель. Про курильщиков, сидящих сзади, тоже не забыли, для них есть пепельница на задней части консоли, разделяющей передние сиденья.
Печка простенькая, но имеется рычажок переключения потока, в пробке можно отключить поступление ядовитого воздуха с улицы. Кстати, греет печка великолепно, что довелось испытать, когда под Рождество грянули 30-градусные морозы.
Немного огорчил обзор с места водителя. Во-первых, мешает массивная передняя стойка. При маневрах приходится крутить головой, чтобы видеть происходящее слева. Во-вторых, заднее стекло у машины не то что маленькое, — мизерное. Амбразура какая-то, честное слово! Размерами заднего стекла пожертвовали для увеличения объема багажника. В результате при движении задним ходом приходится полагаться лишь на интуицию. Зато багажник получился действительно большим, а если разложить задние сиденья в Brava можно разместить средних размеров холодильник и еще место для пары чемоданов останется.
Рычаг переключения передач на месте, работать им легко, да и рукоятка удобная. Усилитель руля — с прогрессивной характеристикой, руль очень легко вращается при парковке и становится тяжелее на скорости.
В Европе машинам живется легче — климат помягче, зимы короче, соли сыпят меньше, да и дороги лучше, хотя и не везде. Например, в Будапеште улицы такие, что по ним лучше ездить на крепком внедорожнике, нежели на Brava, настолько они богаты ухабами и трамвайными развязками.
К тому же здесь за машинами следят. Приученный к порядку европеец едет на сервис точно тогда и делает точно то, что написано у него в сервисной книжке. Здесь бегает множество «Жигулей» двадцатилетнего возраста и большинство из них выглядят, как новые.
На спидометре Brava — 15.000 километров. Пора на первое ТО. Автосервис фиатовского дилера Scotti Auto оказался на удивление маленьким — всего 3 подъемника, даже развал-схождение они делают в соседнем сервисе, потому что своего стенда нет. Но со своим делом механики вполне справляются, и через два часа я уже мог забрать машину. Мне заменили масло, свечи и почему-то передние тормозные колодки. В подтверждение того, что они действительно требовали замены, мне положили в багажник старые, стертые до металла колодки. Мои или нет, не знаю, но показалось, что 15.000 км для колодок ($70 за комплект) маловато.
История повторилась, когда на спидометре было 30.000 км. Опять заменили масло, свечи и — передние колодки. Тут я не выдержал. Конечно, срок службы колодок сильно зависит от манеры езды, но не такой уж я и резкий водитель. В результате краткой, но содержательной беседы с мастером-приемщиком и директором техцентра счет был уменьшен вдвое. И хозяин техцентра при каждой встрече зовет меня на пиво.
Раз уж речь зашла об автосервисе, нельзя не упомянуть о гарантийном ремонте. Brava не избежала пары серьезных поломок. Третья передача с самого начала включалась нечетко, потом забарахлила и четвертая. Не было сомнений, что это заводской брак, плохо работают синхронизаторы. Когда я обратился в техцентр с этой проблемой, на лице мастера-приемщика появилась недовольная гримаса — менять целиком коробку, конечно же, не хотели, поэтому предложили залить в масло какую-то специальную фиатовскую присадку, которая за 5.000 км пробега якобы должна устранить проблему. Конечно, современная химия может творить чудеса, но такие неисправности присадками не вылечишь, здесь не миновать хирургического вмешательства. В итоге коробку все же заменили. По гарантии.
Вторая поломка произошла чуть позже — резко возросло усилие на руле. Несомненно, насос гидроусилителя. Упражняя плечевой пояс по дороге на сервисную станцию, вспоминал классические «Жигули». Оказалось, что FIAT уже отзывал большую партию машин для замены неисправных насосов сервопривода руля, но многие дилеры решили на этом сэкономить и ремонт производили только в случае обращения самого клиента. Я обратился — мне заменили.
В остальном машина себя проявила хорошо, служила мне верно и преданно, и вообще мы друг к другу очень привязались. Кошелек она не обременяла — бензина требует немного, да и в сервисе во время плановых ТО я не платил более $150. Fiat Brava — неплохой аVтомобиль в своем классе. Соотношение функциональность/цена оптимально для людей со средним достатком. В то же время машина радует широким набором стандартного оборудования, приятной оригинальной внешностью и комфортом. Поломки в течение первого года службы наших дружеских отношений не омрачали; всем же известно, что поначалу из машины всегда вылезает заводской брак, так что я не стал принимать эти мелочи близко к сердцу. Я считаю, что сделал правильный выбор и не зря потратил деньги.
Андрей Минаков