Требуйте назвать причину остановки и ищите свидетелей
автор: Владислав Бовсуновский Повышенная активность сотрудников ГАИ на фоне высоких штрафов в последнее время вызывает жесткое противодействие со стороны водителей. Если еще пару лет назад автолюбители плохо знали свои права и зачастую слепо выполняли все указания гаишников, то сегодня автомобилисты осознали, что любая ошибка обойдется в немалую сумму — от 85 до нескольких тысяч гривен. Теперь они начали активно изучать законодательство и оспаривать админпостановления по нарушению ПДД.
Однако у повышения гражданской активности есть и обратная сторона медали — начитавшись сообщений на интернет-форумах, отдельные водители решили, что можно нарушать и, пользуясь лазейками в законодательстве, уходить от ответственности. Но, следуя советам бывалых, автомобилисты нередко без повода конфликтуют с инспекторами, что часто приводит к усугублению ситуации. Например, представитель власти всегда может дополнительно наказать излишне строптивого водителя, вынося решение о наложении максимального наказания — за превышение скорости выписать штраф не 255, а 340 грн. Кроме того, некоторые действия водителя могу расцениваться инспектором ГАИ как неповиновение требованиям сотрудника милиции, за что автомобилиста могут и вовсе задержать, а автомобиль отправить на штрафплощадку.
Мы собрали ряд универсальных рекомендаций по общению гаишниками, которые помогут и защитить свои права, и предотвратить конфликты.
ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ
Остановка. Выходить из машины законодательство не обязывает
Общение с инспектором на дороге практически во всех случаях начинается со взмаха жезлом и указания места, где водитель должен остановить свой автомобиль. За невыполнение этого требования предусмотрено наказание по ст. 122-2 КУАП — штраф от 153 до 187 грн. либо лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев. Однако существует ряд тонкостей, которые можно использовать в качестве аргумента против такого наказания.
Во-первых, водитель должен остановиться там, где ему укажет инспектор, однако в строгом соответствии с ПДД. То есть только в крайнем правом ряду либо на обочине, но только если это действие не создает аварийной ситуации для других участников дорожного движения. Приведем пример из практики: водитель движется по 6- или 8-полосной дороге в крайней левой полосе на высокой скорости, а инспектор скомандовал остановиться. Такие действия, как резкий удар по тормозам и маневр вправо, создадут проблемы для автомобилей, которые движутся сзади и по соседним полосам, поэтому скорость нужно снижать плавно, а маневрировать очень осторожно. Ничего страшного в том, что вы остановитесь за 150-300 метров от инспектора, нет — он обязан в этом случае пройтись пешком либо подъехать к месту остановки на своем транспортном средстве. Аналогично стоит поступать и в том случае, если инспектор дает команду остановиться в неположенном месте, например, на мосту или сразу за закрытым поворотом — водитель просто обязан протянуться дальше, чтобы не нарушить ПДД и не создавать аварийной ситуации.
Также добавим, что гаишники, согласно инструкции МВД №1111 от 2009 года, должны стоять так, чтобы их можно было увидеть заранее, а ночью место дислокации должно быть освещено. Если сотрудники ГАИ инструкцию нарушают, например, инспектор резко выскочил из-за кустов ночью и взмахнул палочкой поздно, это также может быть уважительной причиной, по которой вы не смогли выполнить требования ПДД.
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ИНСПЕКТОРА
Остановившись по требованию сотрудника милиции, водитель имеет права не выходить из машины, а ждать, пока сотрудник ГАИ не подойдет к нему сам. По требованию гаишника, водитель обязан выйти из авто только в случае если у инспектора есть достаточные основания предполагать, что тот находится в нетрезвом состоянии (несвязная речь, нечеткий взгляд, запах алкоголя изо рта, нездоровый цвет лица). Отметим, что вы имеете полное право знать причину, по которой вас остановили, потребовать у инспектора показать удостоверение сотрудника милиции и переписать данные из него и номер нагрудного жетона.
Сотрудник же ГАИ не имеет права останавливать просто так: основанием может быть нарушение ПДД, оперативно-розыскные мероприятия (инспектор должен сказать, какие именно, например, похожая машина в угоне) либо видимая невооруженным глазом техническая неисправность (например, негорящие фары ночью или проблемы с номерным знаком).
В соответствии с требованиями пункта 2.1 ПДД водитель должен иметь при себе права с талоном к ним, техпаспорт и полис (сертификат) "автогражданки"). Если владелец автомобиля не вы, то дополнительно нужна нотариально заверенная доверенность. Однако можно обойтись и без нее, в случае если есть договор аренды автомобиля. В случае если автомобиль принадлежит юридическому лицу, необходима доверенность, заверенная печатью фирмы, либо путевой лист с печатью и штампом врача о предрейсовом медосмотре. В правом нижнем углу лобового стекла обязательно должен быть закреплен талон техосморта — за его отсутствие предусмотрен штраф в размере 170-255 грн.
Отдельно стоит рассказать о полисе обязательного страхования гражданской ответственности. В ПДД этот документ находится в перечне обязательных, однако в ЗУ "О дорожном движении" сказано, что требовать его инспектор ГАИ имеет право лишь в случаях, предусмотренных законодательством. По словам замглавы Департамента ГАИ Сергея Будника, такими основаниями может быть лишь техосмотр, регистрация авто, а также полис нужно предъявить в случае ДТП. для оформления материалов дела. Во-всех же других случаях, требование показать полис является незаконным, однако иметь при себе вы его обязаны. Напомним, что отмечены факты, когда за отсутствие страховки гаишники забирали авто на штрафплощадку — теперь такие действия признали незаконными.
ГАИШНИК ВЫТРАВИЛ ВОДИТЕЛЯ ГАЗОМ
На интернет-сервисе YouTube выложена видеозапись конфликтного общения сотрудника ГАИ Севастополя с нарушившим скоростной режим водителем красного "Шевроле Авео". Водитель написал в комментариях под видео, что его остановил инспектор, обвинил в превышении скорости и потребовал документы: водительское удостоверение, талон, техпаспорт и страховой полис. Автолюбитель с обвинениями не согласился, из машины не вышел и сквозь приоткрытое стекло заявил, что предоставит документы только после того, как увидит заполненную шапку протокола с номером ТС и видеозапись нарушения. После долгих переговоров инспектор остановил двух свидетелей, попросил еще раз передать документы и после очередного отказа достал баллон и распылил слезоточивый газ сквозь боковое стекло. Естественно, что атаку "Тереном 4-М" организм автомобилиста не выдержал — пришлось выйти. Автомобиль задержали и отправили на штрафплощадку, а на водителя составили админпротокол. Естественно, чтобы вернуть машину, ему пришлось заплатить штраф, услуги эвакуатора и потерять несколько дней.
В данной ситуации действия инспекторов были абсолютно оправданны. Водитель, во-первых, не выполнил законные требования сотрудника милиции, во-вторых, за рулем мог представлять повышенную опасность. В-третьих, у инспектора не было возможности убедиться в том, что автомобилем управляют законно (за рулем мог оказаться угонщик). По словам опрошенных нами столичных юристов, этот водитель отделался легким испугом — сотрудники ГАИ имели право прострелить колеса, разбить стекла и, вытащив водителя, доставить его в ближайшее отделение милиции. А в случае сопротивления еще и завести уголовное дело.
КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ЕСЛИ ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ
Авария. Проверьте схему ДТП и воспользуйтесь юрпомощью
Увы, от дорожных аварий не застрахован даже самый дисциплинированный водитель. Однако после того, как ДТП произошло, водитель находится в состоянии шока и часто совершает ошибки во время оформления аварии, которые потом приводят либо к большому штрафу, либо к лишению прав.
ПЕРВЫЕ МИНУТЫ. Выйдя из автомобиля, первым делом убедитесь в том, что во втором автомобиле не пострадали люди — в этом случае срочно нужно оказать первую помощь, вызывать "скорую", а если это невозможно, зафиксировать положение автомобилей на бумаге и везти пострадавшего в больницу.
Во всех случаях не помешают показания свидетелей — попросите таковыми быть прохожих, других водителей, причем, если они не могут ждать приезда ГАИ, стоит хотя бы взять их контакты. В крайнем случае, свидетельские показания могут дать пассажиры вашего авто, однако суд относится к их показаниям критически.
ПРИЕЗД ГАИ. Если вы чувствуете, что ваши показания могут сыграть против вас либо сотрудник ГАИ на вас давит, требуйте переноса рассмотрения дела на основе ст. 268 КУАП, согласно которой вы имеете право на юрпомощь, сбор и предоставление доказательств. Показания вы можете дать через несколько дней, воспользовавшись помощью адвоката.