Во время итоговой проверки техсостояния тестовой Skoda Octavia, которую проводили на станции диагностики, сертифицированной TUV NORD, мы были обескуражены: практически новая машина с пробегом около 20 тыс. км не прошла тест эффективности тормозной системы. Диагностический стенд отмерил тормозное усилие величиной лишь 58% от массы автомобиля – при предельной цифре 59% (ДСТУ 3649-97). Если бы мы проходили техосмотр, документ для ГАИ нам бы не выдали. Причем диагносты сказали, что наш случай – не единичный. И порекомендовали... сменить зимние шины на летние. Но зачем? Ведь у нас новые зимние шины арктического типа!? Однако, чтобы найти правду, привезли летние шины и провели повторную проверку. На летних шинах тормозной стенд показал исправность тормозной системы, а на зимних и при повторных замерах – нет. Сенсация! Иначе это не назовешь. Но почему существует такая разница? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели расследование, начиная с алгоритма проверки эффективности тормозной системы. Алгоритм теста
Машина заезжает на стенд поочередно колесами передней и задней осей. Колеса раскручиваются парой барабанов с электроприводом до определенной частоты (имитация скорости 7 км/ч, исключающей активацию АБС). Затем жмем на тормоз. Срабатывают тормозные механизмы, и электроника определяет усилие противодействия вращению барабанов (в процентах относительно веса машины).
[img]http://www.autocentre.ua/ac/10/53/images/10/Test_tormoz-(6).jpg[/img]
[img]http://www.autocentre.ua/ac/10/53/images/10/Test_tormoz-(7).jpg[/img]
Так выглядят показатели эффективности тормозов нашего автомобиля на летних (слева) и зимних арктических (справа) шинах. Запредельные цифры выделяются красным цветом.
Где подвох
Казалось бы, шины здесь совершенно ни при чем. Но у ряда роликовых тормозных стендов есть защитное устройство, исключающее повреждение шин барабанами в случае блокирования колес. Как только электроника с помощью датчиков барабанов «замечает» разницу в скоростях вращения колес и барабанов, тест завершается – и зачастую это происходит раньше, чем тормозные механизмы колес успевают развить свое максимальное усилие. Отсюда – низкий зафиксированный показатель эффективности тормозов.
В нашем случае виновником, искажающим реальные характеристики тормозов, оказались покрышки. Зимние шины (арктического типа) из-за повышенных мягкости резиновой смеси и эластичности протектора с огромным количеством ламелей (мелкие прорези в блоках протектора) при плюсовых температурах, да еще и на неестественном «дорожном покрытии» склонны к блокированию (точнее, к проскальзыванию). Очевидно, это обстоятельство было принято во внимание авторами европейского законодательства о прохождении техосмот ра, и поэтому в более развитых странах предельный порог эффективности тормозов составляет 50% от веса машины. Согласно положениям немецкого общества технического надзора TUV NORD автомобиль, который остановил барабаны или был вытолкнут ими при торможении, считается прошедшим ТО. А украинский государственный стандарт ДСТУ 3649-97, требующий 59%, оказался чересчур строгим. Как стало известно «Автоцентру», разрабатываемый в настоящее время проект новой редакции стандарта ДСТУ 3649 предусматривает в качестве достаточного результат 50%. Поэтому после его принятия подобных недоразумений наверняка не будет.
Честные хитрости
Для объективности мы несколько раз «переобували» нашу машину. Причем на результат влиял только тип шин, а не их производитель.
Для того, чтобы наверняка пройти тест тормозов с первой попытки, лучше диагностировать машину с летними шинами на колесах. В крайнем случае, можно привезти летнюю резину с собой – на многих СТО есть условия для замены покрышек. Если «переобуваться» все-таки не хочется, то можно предъявить загруженный автомобиль (машина в соответствии с ДСТУ 3649-97 должна испытываться только при максимальной загрузке) – иногда это улучшает результат на 4-5%. Несколько влияет на корректность теста влага на шинах – мокрые колеса могут ухудшить показатель на 1-2%.
Устройство стенда
[img]http://www.autocentre.ua/ac/10/53/images/10/Test_tormoz-(1).jpg[/img]
Каждое колесо тестируемой оси контактирует с двумя основными барабанами (1) и одним вспомогательным (2).
В пол встроены две пары барабанов – по одной для каждого из колес испытуемой оси. Барабаны приводятся в движение скрытыми в полу электродвигателями. На их поверхность нанесено покрытие, имитирующее дорожный асфальт. Около каждой пары основных барабанов есть третий – он вращается свободно, но к нему подключен датчик, фиксирующий скорость вращения колеса. Основные барабаны также оснащены датчиками – веса автомобиля, усилия на барабанах и частоты их вращения. Электроника, анализируя информацию датчиков, отдает команды приводным электромоторам барабанов, а также водителю-испытателю и выдает итоговый протокол. Общая удельная тормозная сила (таким термином определена эффективность тормозов согласно ДСТУ 3649-97) выводится компьютером как сумма максимальных тормозных сил каждого колеса, разделенная на ускорение свободного падения и вес машины.
Шипы при ТО тоже выпадают!
В ходе изучения проблемы прохождения техосмотра на зимних шинах на другом тормозном стенде нам удалось выявить еще один побочный эффект – при контрольных замерах тормозного усилия на барабанах могут выпадать шипы. Причем этот недостаток встречается у шипов, не только установленных в условиях автосервиса (т. е. после покупки), но и заводских. Это стало еще одним поводом рекомендовать прохождение техосмотра только на летних шинах.