Согласно Закону Украины «О дорожном движении» владельцы предприятий, в штате которых находится более 15 автомобилей, которые дислоцируются на территории одного населенного пункта, должны создать автотранспортное предприятие с отдельной территорией, введением должностей специалистов по безопасности дорожного движения, ответственных за сохранение, техническое обслуживание и эксплуатацию транспортных средств.
При этом организация должна разработать и выполнять меры для обеспечения безопасности дорожного движения. Ответственные за эксплуатацию и техническое состояние ТС обязаны:
• Осуществлять контроль за состоянием здоровья водителей и выполнения ими режима работы и отдыха.
• Обеспечивать надлежащее техническое состояние ТС и выполнения экологических требований эксплуатации.
• Не допускать к управлению ТС лиц, которые пребывают в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под влиянием лекарств.
• Не выпускать на линию ТС, техническое состояние которых не соответствуют требованиям госстандартов, правил дорожного движения. Для выполнения этих требований на предприятии (независимо от форм собственности и хозяйствования) должна быть создана служба безопасности дорожного движения. Ее основными заданиями являются:
• Профилактическая работа с водителями, информирование работников о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений ПДД.
• Обеспечение работы спецмедпунктов и вместе с отделом кадров осуществление контроля за периодическим медицинским осмотром водителей.
• Введение запрета эксплуатации ТС, если их техническое состояние угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью людей.
Для учета работы такой службы безопасности введена форма №3 «Дорожный лист служебного легкового автомобиля». Его использование является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ (всеми субъектами предпринимательской деятельности независимо от ведомственного подчинения и формы собственности, которые эксплуатируют служебные легковые автомобили или для которых по их заказу осуществляется транспортное обслуживание служебными легковыми автомобилями) и будет проверяться сотрудниками ГАИ.
Законодательно утвержден и порядок и последовательность заполнения такого листа, в том числе проставление подписей медработника, который осуществляет предрейсовый осмотр водителя, а также разрешение механика о подтверждении исправности ТС.
Что касается автомобильных пассажирских перевозчиков, то они должны организовать проведение контроля технического и санитарного состояния автобусов или автомобилей перед началом работы; организовать проведение посменного предрейсового и послерейсового медосмотра водителей ТС; содержать ТС.