Появление новой серии переднеприводных автомобилей FIAT 128 спровоцировало идею разработки варианта Spider. Но компания Bertone вместо такой модели предложила автомобиль с двигателем в пределах базы. Результат - 2-местная машина FIAT Х1/9 с убирающейся крышей типа Targa появилась в 1972 г. и оставалась на производстве более 15 лет. За все это время она претерпела единственные изменение передней части кузова, модернизацию агрегатов и смену названия.
Компактный "Х1/9" с двигателем в пределах базы выпускали 16 лет
По сути, создание этого автомобиля было вызвано появлением модели Lancia Monte Carlo ("Лянча Монте-Карло"). Компактный несущий кузов "Х1/9" создали, а большинство агрегатов и узлов ходовой части заимствовали напрямую у серии "128" или существенно модернизировали. Особенностью конструкции была установка поперечного блока двигатель-трансмиссия за салоном и привод на задние колеса.
На этом снимке не видна табличка с надписью "Nuccio Bertone" ("Нуччо Бертоне"), Десять лет модель "Х1/9", созданную Bertone, выпускал FIAT. Затем сборку доверили фирме - разработчице. Там машину с некоторыми косметическими изменениями собирали до 1988 г. При длине всего 3,84 м автомобиль имел много свободного пространства. Топливный бак и запасное колесо находились за сиденьями, багажник располагался спереди, а панель крыши можно было оставить дома или положить в багажник. Поскольку в комплектации с 1,3-литровым двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач машина развивала скорость менее 160 км/ч, с 1978 г. на ней были установлены 1,5-литровый мотор и 5-ступенчатая коробка.
За 10 лет FIAT изготовил 150 тыс. автомобилей "Х1/9". В 1982 г. их выпуск перевели на Bertone. Сменилась эмблема. Но пик популярности этих машин уже прошел. Объем продаж стал снижаться. В 1988 г. собрали последние экземпляры.
В 1978 г. рабочий объем мотора "Х1/9" увеличили с 1,3 до 1,5 л и установили 5-ступенчатую коробку передач. Мощность двигателя на более поздних моделях возросла до 85 л.с. Сам двигатель получил систему впрыска бензина
Характеристика (1,3 литра, 1972 г.)
Двигатель: Р4, верхний распредвал
Диаметр цилиндра и ход поршня: 86x55,5 мм
Рабочий объем: 1290 см3
Максимальная мощность: 73 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые
Кузов: стальное 2-местное купе
Максимальная скорость: 159 км/ч