«Послушайте, Джакоза, сенатор Аньелли хочет выпускать микролитражку. Экономичную модель, которую можно будет продавать за 5000 лир. Готовы ли Вы сконструировать для нее шасси и мотор?» – с этой просьбы главного конструктора FIAT Антонио Фессиа к инженеру Данте Джакоза началась история Fiat 500, ставшего культовым автомобилем в Европе. Работа над новой моделью шла стремительными темпами, и уже 15 июня 1936 года на свет появилась первая модель-предвестник самого популярной в послевоенной Европе микролитражки - Fiat 500 Topolino. В переводе с итальянского «мышонок», Topolino стал на тот момент самым компактным автомобилем в мире, запущенным в серийное производство.
Снаряженная масса автомобиля составляла 545 кг. Автомобиль мог взять на борт двух человек и 50 кг груза. В багажник в задней части кузова при желании можно было разместить два съемных сиденья для детей.
Topolino и две его модификации, Fiat 500B с мощностью двигателя 16,5 л.с. и Fiat 500C, собирали до 1955 года. Летом 1957 года был выпущен Fiat 500 Nuova, ставший впоследствии настоящим бестселлером компании и культовым автомобилем всей Европы.
500-й представлял собой 2-хместный автомобиль с кузовом седан и двумя дверями. Двигатель объемом 0,479 л и мощностью 13 л.с. при 4000 об/мин., 2-хцилиндровый, размещался сзади. На 500 Nuova использовалось воздушное охлаждение двигателя – впервые в данном классе автомобилей.
FIAT максимально поддерживал интерес к автомобилю и неоднократно обновлял характеристики «Пятисотого». Осенью 1957 года была выпущена версия с мощностью мотора 15 л.с. и максимальной скоростью 90 км/час. Изменения коснулись и внешнего вида автомобиля: 500-й снабдили солнцезащитным козырьком, опускающимися боковыми стеклами, переключателем света на рулевой колонке.
Затем последовал ряд модификаций Fiat 500: модель Sport, дебютировавшая в 1958 году, имела двухцветный кузов, двигатель 0,5 л мощностью 21,5 л.с. и максимальную скорость 105 км/час. Вместо снятого с производства 500 Nuova была начата сборка Fiat 500D и 500K Giardiniera с 0,5-литровыми двигателями.
1965 год – начало продаж Fiat 500F Berlina, двери которого в отличие от предшественниц открывались по ходу движения автомобиля. Модель Fiat 500L Lusso, появившаяся в 1965 году, была снабжена надежным бампером, ремнями безопасности, радиальными шинами и улучшенной панелью приборов. С производства Lusso и Berlina были сняты в 1972 году, когда появились новые преемники «Пятисотого» - Fiat 126 и Fiat 500R – модификация 126-й модели с двигателем 0,594 л мощностью 18 л.с. и более простой отделкой.
Маленький городской автомобиль Fiat 500 стал настоящей находкой не только для итальянских домохозяек, но и для всей послевоенной Европы, оценившей практичность, неприхотливость и низкую стоимость автомобиля. С 1957 по 1975 годы было продано около 4 миллионов Fiat 500, ставшего легендарным автомобилем в Италии и Европе.
Через 50 лет после появления Fiat 500 Nuova итальянский концерн возрождает «пятисотый». Новый Fiat 500 создан при участии его поклонников, которые смогли высказать свои пожелания и требования к будущему автомобилю с помощью сайта www.fiat500.com.
Мировая премьера Fiat 500 прошла 4 июля 2007 года на автосалоне в Турине, на котором автомобиль произвел оглушительный успех. Международное независимое жюри из 58 журналистов присудило «Пятисотому» звание «Автомобиль 2008 года». В ежегодном европейском конкурсе EuroCarBody 2007 Международной автомобильной ассоциации Fiat 500 стал победителем за лучший кузов, дизайн которого разработан в фирменном Центре стиля FIAT.
Обновленный Fiat 500 представляет собой все тот же переднеприводный 3-хдверный хэтчбек. В базовую комплектацию входят две фронтальные подушки безопасности и системы ABS и EBD. За безопасность пассажиров Fiat 500 получил 5 звезд в серии краш-тестов EuroNCAP, набрав 35 баллов из 37 возможных.
Fiat 500 комплектуется на выбор 2-мя бензиновыми моторами: 1,2 л 8V (69 л.с., 102 Нм) и новым, с системой VVT 1,4-литровым 16-клапанным двигателем (100 л.с., 131 Нм). Все двигатели соответствуют нормам токсичности Euro-5.
Двигатели снабжаются 5- или 6-ступенчатой механической коробкой передач либо 6-ступенчатой роботизированной коробкой Dialogic. Прекрасную управляемость обеспечивают руль с гидроусилителем и усовершенствованная подвеска.
Двенадцать цветов кузова, пятнадцать вариаций обивки, девять видов колесных дисков, широкий выбор дополнительного оборудования предоставляют простор для самовыражения и создания своего, индивидуального Fiat 500.
О FIAT 500
FIAT 500, разработанный в собственной дизайн-студии FIAT Centro Stile, представляет собой трехдверный автомобиль небольших размеров: всего 355 сантиметров в длину, 163 см в ширину и 149 см в высоту; при этом длина колесной базы составляет 230 см. Компактный автомобиль, который завораживает своими плавными, мягкими очертаниями. Он напоминает «сорванца», что вызывает улыбку у водителей, которым приходится проводить много времени в интенсивном городском движении, в условиях ограниченного городского пространства, в бешеном ритме жизни. Элегантный кузов и обивка салона уже при первом знакомстве говорят о высочайшем качестве этого автомобиля. Каждая деталь доведена до совершенства. Многие элементы из прошлого представлены по-новому и выполнены из новых материалов, например обновленная кожаная обивка салона, которая представляется в данном сегменте впервые. Хромированные элементы и сиденья, выполненные в двух тонах, панель управления того же цвета, что и кузов, и множество отделений для хранения мелочей подчеркивают функциональность пассажирского салона, в котором с комфортом могут разместиться четверо взрослых. На российский рынок автомобиль поставляется с одним из двух двигателей, каждый из которых обеспечивает высокую отдачу, но при этом экономно потребляет топливо и отвечает высочайшим экологическим требованиям. Двигатели поставляются с 5- или 6-скоростной механической коробкой передач, а 5-скоростная роботизированная коробка передач Dualogic доступна в качестве опции.
Бензиновые двигатели FIAT 500 (69 л. с. 1,2 и 100 л. с. 1,4) принадлежат к семейству Fire. На сегодняшний день изготовлено уже более десяти миллионов двигателей, относящихся к данному семейству. При создании данных двигателей значительное внимание уделялось защите экологии. Все двигатели, устанавливаемые на «Фиат-500», уже сегодня соответствуют стандарту Евро-5, введение которого планируется только на 2009 год. Созданный с соблюдением самых строгих стандартов безопасности, «FIAT-500» является одним из самых безопасных автомобилей в своем классе.