VIN (Vehicle Identification Number) В 1977 годку в США и Канаде был принят стандарт ICO 3779, описывающий формат VIN-номеров. VIN – это идентификационный номер автомобиля. Принятие данного стандарта позволило создать простой и надежный способ классификации машин и их защиты от кражи.
VIN-номер состоит из СЕМНАДЦАТИ символов: латинских букв и цифр, исключающих символы I, O, Q. Каждый символ VIN-номера характеризует определенные данные об автомобиле: производителя, год и страну выпуска.
VIN-номер автомобиля состоит из трех основных частей:
- WMI (World Manufacturers Identification) - мировой индекс изготовителя (1-ый, 2-ой, 3-ий символы VIN-номера). WMI представляет собой код, назначаемый изготовителю с целью его идентификации. Код состоит из трех знаков: первый означает географическую зону, второй - страну в этой зоне, третий - определенного изготовителя.
- VDS (Vehicle Description Section) - описательная часть (4-ый, 5-ый, 6-ой, 7-ой, 8-ой, 9-ый символы VIN-номера). VDS состоит из шести знаков, описывающих свойства автомобиля. Сами знаки. последовательность их расположения и смысл определяет изготовитель по своему усмотрению. неиспользованные позиции изготовитель в праве заполнить любым знаками.
- VIS (Vehicle Identification Section) - отличительная часть (10-ый, 11-ый, 12-ый, 13-ый, 14-ый, 15-ый, 16-ый, 17-ый символы VIN-номера). VIS состоит из восьми знаков, причем последние четыре знака обязательно должны быть цифрами. Если изготовитель пожелает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помещать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода - на вторую.
Отметим, что стандарт ICO 3779-1983 является рекомендательным и поэтому не обязывает изготовителей указывать место сборки автомобиля, каждая фирма может делать это по-своему. Заводы-изготовители так же не обязаны указывать год выпуска и использовать для его обозначения рекомендуемые знаки и позиции для них, поэтому при определении года могут возникнуть затруднения (например. для автомобилей марки Mercedes).
Определение года так же усложняется и тем, что фирмы подразумевают под ним не календарный, а модельный год и начинают пробивать букву или цифру, соответствующую данному году выпуска, уже во второй половине предыдущего года, а иногда и ранее.
Международный стандарт ISO 3779-1983 отводит году выпуска десятую по счету позицию в идентификационном номере кузова. Этого положения придерживаются следующие фирмы: Audi, Volkswagen, Mitsubishi, Opel, Peugeot, Renault, Rover, Saab, Volvo, Honda, Jaguar, Suzuki, Daihatsu, Isuzu, Kia, Subaru, Toyota, Nissan. Однако есть исключения из правил: например, европейское подразделение компании Ford указывает год на 11-ой позиции, а месяц - на 12-ой.
Каждый символ VIN-номера несет в себе определенную информацию:
1-й символ - Страна-производитель
1,4,5 – США
2 – Канада
3 – Мексика
9 – Бразилия
J – Япония
K - Корея
S - Англия
V - Испания
W - Германия
Y - Швеция
Z - Бразилия
Z - Италия
2-й символ – Фирма-изготовитель
1 - Chevrolet
2,5 – Pontiac
3 – Oldsmobile
4 – Buick
6 – Cadillac
7 - GM Canada
8 – Saturn
A - Audi
A - Jaguar
B – BMW
B – Dodge
U - BMW (США)
C – Chrysler
D – Mercedes
J - Mercedes (США)
J – Jeep
F – Ford
F - Ferrari
F - Fiat
F - Subaru
G – GM
H –Honda
H – Acura
L – Lincoln
M – Mercury
M – Mitsubishi
A – Mitsubishi (США)
M – Skoda
M – Hyundai
N – Nissan
N – Nissan
N – Infinity
O – Opel
P – Plymouth
S – Isuzu
S – Suzuki
T – Toyota
T – Lexus
V – Volvo
V - Volkswagen
3-й символ – тип транспортного средства или производственный отдел
4-ый, 5-ый, 6-ой, 7-ой, 8-ой символы раскрывают характеристика транспортного средства, такие как тип кузова, тип двигателя, модель, серия и т.д. Тип кузова, например, для Toyota (4, 5 символы):
11 – Джип / Минивэн со стандартной крышей
12 - Минивэн с приподнятой крышей
21 – Грузовой автобус со стандартной крышей
22 – Грузовой автобус с приподнятой крышей
23 – Грузовой автобус с высокой крышей
31 – Пикап / Грузовик с одинарной кабиной
32 – Пикап / Грузовик с полуторной кабиной
33 – Пикап / Грузовик в двойной кабиной
41 – Автобус со стандартной крышей
42 – Автобус с приподнятой крышей
43 – Автобус с высокой крышей
52 – Хэтчбек, 2 боковые двери
53 – Седан
54 - Хэтчбек, 4 боковые двери
63 – Купе
64 – Лифтбек
72 – Универсал / вагон
9-й символ – контрольная цифра VIN-номера, по которой проверяют его корректность (смотри далее)
10-й символ обозначает модельный год.
А – 1980
В – 1981
C – 1982
D – 1983
E – 1984
F – 1985
G – 1986
H – 1987
J – 1988
K - 1989
L – 1990
M – 1991
N – 1992
P – 1993
R – 1994
S – 1995
T – 1996
V – 1997
W – 1998
X - 1999
Y – 2000
1 – 2001
2 – 2002
3 – 2003
4 – 2004
5 – 2005
6 – 2006
7 – 2007
8 – 2008
9- 2009
11-й символ указывает на завод сборки данного транспортного средства.
12-ый, 13-ый, 14-ый, 15-ый, 16-ый, 17-ый символы обозначают последовательность хода транспортного средства по сборочному конвейеру (порядковый номер).
Способ нанесения идентификационного номера.
Если идентификационный номер автомобиля указывается в каких-либо документах, то он должен быть написан в одну строку и в сплошную линию, т.е.е без пробелов.
Если идентификационный номер указывается на автомобиле или на заводской табличке, то он должен приводиться либо в одну строку, либо в две строки и так же без пробелов, при этом сами элементы идентификационного номера (например, WMI, VDS или VIS) не должны разделяться.
За исключением последних четырех позиций VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Для его составления разрешается использовать следующие арабские цифры и латинские буквы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z.
Как проверить VIN-номер.
Разработчики VIN не преследовали идею просто пронумеровать автомобили мира (что само по себе довольно бесполезно), а создать простой и надежный способ классификации машин и защиты их от угонщиков. VIN-номер отнюдь не представляет собой, как думают многие, беспорядочную комбинацию букв и цифр. Каждая позиция предназначена для зашифровки определенной информации и имеет для этого строго ограниченный набор шифров. Коль скоро каждый знак номера несет определенную информацию, то и доставлять бездумно буквы вместо цифр автоугонщик при забивке номеров не станет. В этом и заключается «аххилесова пята» всех фальсифицированных идентификационных номеров.
Эксперт-криминалист со стажем почти всегда в состоянии определить перебиты ли номера или нет. А как быть простому обывателю? Американцы придумали для этого простой способ. При составлении номеров все американские автопроизводители, а так же автомобильные компании, экспортирующие свои автомобили в США, придерживаются правил вычисления проверочной девятой позиции VIN-номера. Абсолютное большинство европейских компаний так же придерживаются стандарта ISO 3779, даже если модели не экспортируются в Новый Свет.
Девятая позиция всегда выражена числом от 0 до 9 или буквой Х, которая соответствует числу 10. Эта «ячейка» и отводится для проверки правильности VIN. Значение данной позиции можно получить путем арифметических манипуляций над остальными 16-ю знаками. Как именно? Выяснением этого мы и займемся.
1. Каждой букве VIN-номера, в соответствии со следующими данными, присваиваем числовой значение.
A = 1
B = 2
C = 3
D = 4
E = 5
F = 6
G = 7
H = 8
J = 1
K = 2
L = 3
M = 4
N = 5
P = 7
R = 9
S = 2
T = 3
U = 4
V = 5
W = 6
X = 7
Y = 8
Z = 9
2. Присваиваем каждой позиции VIN-номера (за исключением девятой) собственный «весовой коэффициент»:
Позиция Коэффициент Позиция Коэффициент
1 х8 10 х9
2 х7 11 х8
3 х6 12 х7
4 х5 13 х6
5 х4 14 х5
6 х3 15 х4
7 х2 16 х3
8 х10 17 х2
3. Теперь значение каждой позиции умножаем на «весовой коэффициент».
4. Суммируем 17 полученных чисел.
5. Делим сумму на 11. Остаток деления и есть контрольная цифра на 9-ой позиции. Если остаток равен 10, то на девятой позиции располагается буква Х
Если машина угнана и VIN-номер был перебит, то контрольная цифра не должна соответствовать действительности. Так как угонщики обычно меняют только некоторые знаки, подменяя их «похожими», проверка обычно приносит верные результаты. Не ленитесь, считайте – и таким образом Вы существенной снизите вероятность попасть на краденную машину.