Парктроник – это устройство для определения препятствия и информирования о дистанции к нему. При движении в ограниченном пространстве он предупреждает водителя об опасности, если расстояние до преграды становится слишком малым. Следует помнить, что парктроник является лишь вспомогательным устройством при парковке. Что бы разобраться в особенностях вождения с парктроником, попытаемся ознакомиться с устройством парктроника. Устройство включает в себя блок управления, несколько врезных или накладных ультразвуковых датчиков или радаров, звуковой и (или) световой индикатор расстояния до препятствия. Существуют также устройства, совмещенные с камерами заднего вида.
Большинство парктроников работают по такому принципу: датчик сначала излучает ультразвуковые волны, затем переключается на прием, чтобы уловить их отражение от препятствия. У лучших образцов «время отклика» не превышает 0,08 секунды, а диапазон расстояния до препятствия составляет 0,2-2,5 м.
Блоки управления различаются по числу подключаемых датчиков – от двух до восьми. Наиболее популярны модели на 4 и на 8 датчиков. Существуют так же парктроники, где роль чувствительного датчика играет плоская ленточная антенна, приклеиваемая на внутреннюю поверхность пластикового бампера. Количество датчиков устанавливается в зависимости от конструктивних особенностей автомобиля.
Два датчика монтируют на малогабаритные автомобили, автомобили с фаркопом и внедорожники, но такая экономия чревата слепостью парктроника в отношении тонких вертикальных преград в районе середина бампера, то есть в мертвой зоне между датчиками. Системы с двумя датчиками иногда применяются на внедорожниках, у которых сзади размещено запасное колесо – иначе парктроник с большим количеством датчиков воспринимает «запаску» как препятствие. Возможны, к примеру, ложные срабатывания при размещении датчика под запасным колесом над задним бампером внедорожника. В этом случае колесо отражает посланный сигнал и парктроник регулярно подает ложную тревогу при движении задним ходом. Три или четыре датчика в большинстве случаев исправно фиксируют все преграды в зоне своего приема.
Особенность рыботы парктроников, что задние датчики активируются при включении задней передачи, а передние – только при нажатии на тормоз. Иногда индикаторы в виде световой шкалы встраиваются во внутрисалонное зеркало заднего вида. В обычном режиме их не видно, они загораются лишь при необходимости, например, при включенной задней передаче. Такая установка прибора удобна при парковке по зеркалам.
Наиболее прогрессивными системами безопасной парковки считаются модели, совмещенные с камерами заднего вида. Они подключаются к блоку управления, через который картина, отражающая ситуацию сзади автомобиля, дополнительно выводится на мини-экран (монитор). Так можно получить информацию о препятствиях, недоступных ультразвуковым датчикам (например, об открытых канализационных люках). Однако, эффективность работы видеоконтроля снижается при загрязнении камеры и в условиях недостаточной видимости (в темноте, тумане, в дождь, снег, при слишком ярком солнце). Преимущество таких парктроников заключается в том, что камера и датчики дополняют друг друга: информация одновременно поступает от двух источников, и недостатки в работе каждой из этих систем нивелируются.
БЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ С ПАРКТРОНИКОМ
При маневрировании в ограниченном пространстве использование парктроника практически всегда притупляет бдительность водителя, что является причиной столкновений с различными предметами по ходу движения. Ещё раз, хотелось бы напомнить, что парктроник является лишь вспомогательным устройством при парковке, и не может полностью заменить необходимый водительский навык. Рассмотрим некоторые принципы и ситуации, на которые стоит обратить особое внимание, дабы избежать возможного ущерба или аварийных ситуаций.
Использование парктроника только с звуковым индикатором не эффективно, т.к. тяжело определить расстояние от предмета и его местонахождение. Кроме того водитель может не услышать его, если громко включена музыка. Желательно пользоваться парктроником, подающим звуковой и световой сигнал сведодиодного индикатора. При движении в безопасной от препятствия зоне высвечивается зеленая часть шкалы. По мере приближения к объекту начинают загораться оранжевые индикаторы, а об опасной близости сигнализирует красный цвет. В таком случае парктроник, например, показывает, насколько близко к бордюру и стоящим машинам приближается тот или иной край бампера.
Устанавливать количество датчиков в зависимости от конструкции автомобиля, максимально исключающее слепые зоны, а в случае невозможности водителю необходимо быть бдительным к слепым зонам автомобиля.
Возникает большая вероятность столкновения с тонкими вертикальными преградами в районе середины бампера (проволока, труба, столбик, прочее).
Парктроник может показывать ложную информацию, поэтому после его установки, желательно протестировать его на предмет слепых зон (под контролем помощника сделайте несколько подъездов на разное расстояние к препятствиям различной формы и размера). Определившись с покупкой парктроника, не обращайтесь в первый попавшийся сервис – криво установленный датчик может «смотреть» совсем не туда, куда нужно.
При пользовании камерой заднего вида необходимо понимать, что расстояние до препятствия может быть искажено.
Датчики парктроника могут не видеть препятствие в случае:
* Сильного дождя
* Загрязнения
* Попадания влаги после автомойки
* Замерзания воды в отверстиях датчика после мойки автомобиля
Парктроники бессильны перед ямами, открытыми канализационными колодцами, битым стеклом, и прочими малогабаритными предметами, наезд на которые может причинить ущерб автомобилю.
Парктроники снижают бдительность: при приближении к бровке, определяемой парктроником, водитель может не заметить предмет, выступающий из-за неё, который может задеть и повредить бампер.