ДИСКЛАЙМЕР. Всё, что здесь написано, является не более чем ознакомительным материалом. При применении на практике знаний и рекомендаций, изложенных ниже, любой возникший ущерб является следствием действий того, кто этой практикой занимался. Схема прошла предварительную «обкатку» в течение 8 дней на водительском зеркале, процесс «изготовления» успешно повторён и улучшен (обогрев сферических зеркал) 28 ноября на пассажирском зеркале.
Использованные инструменты и материалы (в скобках указаны возможные «заменители»)
Старый тостер (обогреватель, нихромовая или никелиновая или манганиновая или константановая проволока)
Скотч двойной 2-3 метра
Скотч двойной тостый 1,5–2 метра (клей для пластмасс)
Клей (рекоменд. для пластмасс или универсальный)
Герметик (рекоменд. диапазон рабочих температур от –50 до +80)
Изолента
Отвёртка плоская
Плоскогубцы маленькие
"Кусачки" для проводов/проволоки
Фен
Нож тупой
Ножницы
Провод (рекоменд. диаметр сечения 0,5 мм) 6-8 метров
Предохранитель 20 А
Реле 20А
Мультиметр (омметр)
Паяльник
Паяльный жир (кислота, канифоль)
Припой
Полотенце махровое (мягкая подстилка)
Зеркало боковое штатное
Зеркало боковое сферическое
Прямые руки и понимание происходящего
Теоретическая часть была найдена в интернете и проверена на практике.
Теоретическая потребляемая мощность обогрева для каждого зеркала – 21 Ватт.
«Чистое» время на изготовление – 2 часа (я параллельно ещё смотрел фильмы, поэтому просидел весь вечер).
Зеркала рекомендую класть на полотенце, чтобы не царапать поверхность.
Далее в тексте речь везде идёт про один комплект зеркал (под комплектом понимается одно большое/штатное и одно сферическое зеркало).
На всякий случай: если размер проволоки ограничен (как в моём случае), правильнее сначала обработать сферическое зеркало, затем оставшийся кусок нити обогрева распределить по штатному зеркалу.
Некоторые мелочи (как держать паяльник, в какой последовательности и когда пропустить провода в штатное отверстие под зеркалом и кое-что ещё) я не описывал из-за простоты этих мелочей.
Сопротивление куска проволоки («нить обогрева»), необходимое для обогрева зеркала – 12 Ом (у меня получилось 14 Ом, но греет всё равно ощутимо; чем меньше сопротивление – тем выше температура нагревания нити и тем больше потребляемая мощность).
Для изготовления обогрева (или «подогрева»?) боковых зеркал нужна нихромовая или подобная (см. «Использованные инструменты и материалы») проволока с высоким сопротивлением, оптимальный диаметр сечения – 0,2 мм2. Поскольку проволоки у меня не было, найти (купить) её пока не удалось, старого обогревателя тоже нет, но имеется в наличии старый тостер - было решено взять нить обогрева из него.
Внимание: во время работы рекомендую периодически (например, после каждого этапа) проверять, не изменилось ли сопротивление обогрева в меньшую сторону (т.е. где-то что-то «коротнуло») и не стало ли оно бесконечным (т.е. обрыв в цепи).
В тостере имеется 2 нити нагрева, каждая – сопротивлением 30 Ом, поэтому использовалась одна нить, разрезанная пополам.
-
Механически вытащить зеркало из штатного держателя почти не представляется возможным без повреждения либо держателя, либо зеркального стекла. Для снятия стеклянной поверхности зеркала используется фен, которым зеркало нагревается в течение минут 10 или более (зависит от мощности фена). После нагрева заводской клей «отпускает» зеркало и оно с небольшим «подталкиванием» отвёрткой легко вынимается.
Провода питания пропускаем внутри всей конструкции держателя зеркала (делаем это сейчас, когда провода «висят» в воздухе и к ним ничего не подсоединено).
Я сначала пропустил один провод, на выходе сделал из него "крючок", к которому привязал _середину_ оставшегося куска (т.е. фактически 2 провода) и протянул "крючок" обратно. При желании минус можно брать внутри конструкции зеркала, но я предпочёл надёжность (с моей точки зрения) проводов неизвестности (для меня) массы автомобиля.
К нити обогрева подсоединяем первый провод питания. Ко второму концу подсоединяем провод длиной 10-15 см. Нить обогрева не паяется, а сделать неподвижное крепление на болтике или заклёпке из-за большой толщины и веса такого крепления не представляется целесообразным. Для создания соединения зачищается 5-10 мм каждого провода, затем провод плотно накручивается на нить. В моём случае нить была не прямая, а «ёлочкой», поэтому намотка получилась достаточно надёжная в том смысле, что провод не скользит по нити. Для предотвращения окисления провода получившееся соединение обрабатывается паяльным жиром и запаивается. Пайка также будет дополнительно предотвращать смещение провода относительно нити.
Нить обогрева нужной длины «раскладывается» по обратной стороне зеркала (т.е. делаем предварительную примерку), после чего на обратную сторону клеим двусторонний скотч, который позволит легко создать и зафиксировать нужный «рисунок» нити обогрева. Двойной скотч достаточно тонкий и позволяет без усилий поместить нить обогрева как можно ближе к поверхности стекла. «Рисунок» создаётся с таким расчётом, чтобы вывести провода питания через «штатное» отверстие в держателе зеркала (на фото место на зеркале напротив штатного отверсия выглядит как тёмный прямоугольник и находится справа посередине). Герметика у меня не было, но я бы рекомендовал дополнительно загерметизировать места соединения проводов питания и нити обогрева. Пустое место (без нити) в нижнем правом углу зеркала оставлено из-за того, что с обратной стороны на этом месте будет сферическое зеркало. Впрочем, сейчас мне кажется, что греть нужно всю поверхность зеркала, чтобы в сильные морозы оно не лопнуло из-за разности температур.
Затем на скотч накладывается сама нить с проводами питания. Поверх «рисунка» нити идёт второй слой двустороннего скотча, который окончательно фиксирует нить, при этом практически полностью закрывает нить от воздействия внешней среды (воздух, вода, автошампунь и пр.).
Второй слой двустороннего скотча плотно прижимаем к предыдущему слою с помощью ногтя (или чем фантазия позволит) проходя миллиметр за миллиметром по всей поверхности. Если этого не сделать, то около нити будет больше воздуха (можно сравнить, как это выглядит на предыдущем фото, где половина поверхности обработана, а половина - нет), и "рисунок" нити не будет надёжно зафиксирован, а нас это не устраивает.
Поверх скотча идёт слой толстого двустороннего скотча, который и будет крепить зеркало к держателю. Вместо толстого скотча можно использовать клей, но скотч чище в работе и мне (субъективно) как материал нравится больше. Если в будущем когда-либо понадобится снова снять зеркало (например, для установки повторителя поворотов), то в случае со скотчем изделие нужно будет охладить (напр., в морозилке или холодильнике), а при использовании клея – нагреть (напр., феном). Скотч достаточно надёжен в эксплуатации и дополнительные боковые сферические зеркала держатся именно на нём (тёплый скотч на тёплую поверхность клеится надёжно и сферические зеркала за год эксплуатации у меня ни разу не отваливались).
автор Макс Дмитриев