У сотрудников ГАИ до сих пор существует «план по составлению протоколов». Проще всего отрабатывать его в тех местах, где наиболее часто появляются автонарушители. Их в Одессе хватает. Но, как показал наш опрос, есть такие точки, где охота жезла всегда оправдана. По словам водителя Владимира Слепцова, патруль ГАИ чаще всего можно встретить там, где установлены сложные, порой противоречивые дорожные знаки: «Взять любой перекресток с круговым движением. Особенно когда отключены светофоры», - пишет газета "Сегодня".
Своим опытом делится Елена Ивановна: «Повернуть налево с пр. Маршала Жукова по правилам в час пик нереально. Навстречу по трем полосам идет плотный поток авто, на зеленый свет встречка не пропускает, приходится ждать по полчаса. Все, кто живет в нашем микрорайоне, поворачивают на красный. А это грубое нарушение», — говорит она.
Однажды Елену остановил инспектор, который спрятал служебную машину за мусорным баком на ул. Школьный Аэродром. «Он пригласил меня в авто, а его напарник предложил: либо протокол и штраф 380 грн., либо «оплата» на месте... — призналась женщина. — Дала 150 грн. Инспектор еще пошутил, мол, для меня он делает скидку, с мужчины бы взяли 200».
Распределение экипажей ГАИ по городу происходит утром. «Дежурят там, где наиболее аварийно-опасные участки, — объясняет сотрудник пресс-службы горГАИ Алла Марченко. — А если инспектор ГАИ требует взятку, не давайте. Подпишите протокол и решите вопрос законно».
В свою очередь, глава ГУ МВД в Одесской области Михаил Яцков заверил нас, что с нерадивыми правоохранителями церемониться не будут. «По каждому выявленному случаю коррупции будет возбуждено уголовное дело, а виновных уволят из МВД», — заявил он.
К слову, в МВД до сих пор нет отдельной службы по борьбе со взяточничеством в ГАИ. Этим занимается управление внутренней безопасности. УВБ подчиняется Киеву. Чаще всего сотрудники УВБ в штатском разъезжают по улицам и сознательно нарушают ПДД, причем каждый раз предлагают сотрудникам ГАИ «полюбовно» решить вопрос.
«Некоторые попадаются, но почти всегда инспекторы-взяточники отделываются легким испугом. Сотрудникам УВБ тоже деньги нужны, так что и тут все можно решить при помощи мзды», — признался нам один из сотрудников облГАИ. «За доказанный факт получения взятки сотруднику ГАИ грозит ст. 368 УК Украины. И светит лишение свободы сроком от 2 до 12 лет. А вот водителю за попытку дать взятку грозит ст. 369. По ней можно получить срок от 3 до 8 лет», — поясняет юрист Анатолий Гридницкий.
"ВХОДНОЙ" БИЛЕТ В ГАИ - 2 000 ДОЛЛАРОВ
Один из сотрудников одесской ГАИ на условиях анонимности признался «Сегодня», что «нечестными» деньгами инспекторы обычно делятся со своим непосредственным начальством. «С гаишников снимают дань ежедневно, независимо от места несения службы», — рассказал он. А до этого, по его словам, приходится выкладывать за саму должность своему человеку в органах. «Каждая офицерская должность стоит денег, но если кто-то заплатит за нее больше или договорится с более высоким начальством — можно и пролететь. Сотрудников ГАИ, которые пришли к нам в управление без денег, — единицы», — поясняет наш источник. По его словам, чтобы устроиться простым инспектором ДПС, придется выложить от $2 тысяч.
А самыми хлебными отделами считаются межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы: там цена должности стартует от $5 тысяч. Основной источник прибыли в МРЭО — автолюбители, желающие ускорить процесс регистрации личного транспорта. А еще «студенты» — те, кто сдает на водительские права. Деньги от них взяточникам в погонах передают посредники, которых называют «ходоками».
Кстати, за день на посту коррумпированный инспектор ГАИ может «наколядовать» от $300 до 500$.